English

Как стать хорошим руководителем?


Информационное агентство «Евразийское женское сообщество»    4 Сентября 2017
Как стать хорошим руководителем?

На бизнес-завтраках, организованных Женской ассоциацией СКОЛКОВО, традиционно собираются выпускницы и студентки Московской школы управления СКОЛКОВО – успешные и целеустремленные бизнес-леди, которые восхищают и вдохновляют своими идеями и проектами. Одной из гостей бизнес-завтрака, состоявшегося 30 августа, стала Алина Бухарина, управляющий партнер Ассоциации независимых экспертов в области обучения и развития.

Алина имеет большой опыт работы в крупных консалтинговых компаниях, также она руководила стратегической программой развития персонала в ГК «Росатом». Затем вместе с мужем они создали собственную консалтинговую компанию «TnDassociation». Алина рассказала, что ими были разработаны программы развития для руководителей, отвечающие модели «70/20/10». «Программы нацелены на обучение через практическую деятельность, – объяснила руководитель проекта. – При этом 70% образовательного процесса занимает обучение через практическую деятельность, 20% – наставничество и 10% – очное обучение». В рамках программы специалисты получают недостающие для эффективной работы знания – но не в качестве теоретического материала, а в виде экспертных советов и рекомендаций, примеров лучших практик от настоящих профессионалов своего дела.  

Важная составляющая таких программ – коучинг. Алина отметила, что для каждого клиента всегда составляется индивидуальный план развития, который позволяет интегрировать в их жизнь то, что они услышали на занятиях. Однако любое развитие – это трансформация, непростой и достаточно длительный процесс. И для того чтобы клиенту было проще внедрять изменения в свою привычную жизнь, нужен коуч – человек, выполняющий функцию своеобразного тренера, наставника.

на-Портал-А.-Бухарина2.jpg

Интересно, что программа обучения предусматривает и обратный процесс, когда наставником для других людей становится сам клиент. «Научиться чему-то и полностью освоить материал можно только тогда, когда начинаешь объяснять эту информацию кому-то, передаешь свои знания другим, – считает Алина Бухарина. – Такой процесс позволяет клиенту закрепить полученные в ходе обучения знания и к тому же распространить их внутри своей организации».  

Еще одно направление деятельности компании «TnDassociation» связано с разработкой игровых обучающих решений. «Дело в том, что взрослый человек, как правило, не воспринимает знания на веру, вся информация для него должна быть аргументирована, – объясняет Алина. – К тому же ему важно понимать, зачем ему чему-либо учиться. Он видит необходимость в получении новых знаний только тогда, когда достигнутый результат в определенной деятельности не соответствует его ожиданиям. На основании этого у человека формируется осознанная некомпетентность и возникает рефлексия, понимание того, что ему нужны новые знания и навыки. Он изучает теоретические материалы, а затем применяет их для достижения желаемого результата в своей деятельности». Таким образом, процесс обучения взрослого человека представляет собой цикл: опыт, рефлексия, теория, практика.

Бизнес-игры отчасти напоминают тренинги. Однако первый формат проведения занятий позволяет значительно сократить время, которое требуется человеку для определения существующих проблем. Так, при проведении бизнес-тренинга требуется около 1,5–2,5 часов на то, чтобы преодолеть сопротивление группы и расположить участников к активным действиям. В бизнес-игре на это уходит всего 40 минут, так как группа не нуждается в каких-либо аргументах и доказательствах – участники просто выполняют определенное задание и в зависимости от результата делают для себя вывод. Такой подход позволяет просто и быстро показать людям, почему им необходимо получить новые знания или навыки. Кроме того, в процессе игры участники с помощью собственных ошибок и успехов в выполнении заданий обретают практический опыт.

Нужно отметить, что Алина Бухарина проводит собственные научные исследования, которые позволяют ей разрабатывать эффективные программы обучения и развития. В рамках бизнес-завтрака, организованного женской ассоциацией СКОЛКОВО, она рассказала о результатах одного из таких исследований, посвященного женской модели управления и сильным сторонам женщин-руководителей. По мнению Алины, в бизнесе важно учитывать существующие различия между женщинами и мужчинами. Большинство моделей управления, известных сегодня, являются именно «мужскими», рассчитанными на характер, мировоззрение, биологические и психологические особенности представителей сильного пола. Другими словами, это продукт переосмысления мужского опыта. Действуя согласно таким моделям, женщины, конечно же, могут добиться успехов в бизнесе, но через сильнейшую нагрузку и стресс, при этом они рискуют потерять гармонию с собой, вступить в противоречие с собственным «я».

Алина-Бухарина6.jpg

«Качества, которыми от природы наделены женщины, плохо развиты у мужчин. И наоборот: то, к чему у мужчин есть предрасположенность, у женщин развито слабо или требует значительно больших усилий для развития, – рассказывает Алина. – Кроме того, мозг у мужчин и женщин работает по-разному. Это уже учитывается в спорте (спортивными психологами при подготовке спортсменов), военном деле, программах тренировок и реабилитации. В бизнесе то же самое. Это необходимо принять как факт и научиться использовать наиболее эффективно».

Алина подчеркнула, что для достижения успехов представительницам прекрасного пола необходимо научиться использовать и развивать свои сильные стороны. Благодаря генетическим особенностям женщины от природы наделены способностью решать несколько различных задач одновременно, в то время как мужчины приобретают этот навык лишь в процессе обучения. Также представительницам прекрасного пола свойственны такие качества, как принятие наиболее эффективных решений в условиях неизвестности и искреннее стремление найти решение, которое удовлетворит максимальное количество сторон. «Женщины намного лучше считывают невербалику, которая несет до 70% реальной информации, – продолжает Алина Бухарина. – Соответственно женщины лучше улавливают так называемые двойные послания, когда собеседник говорит одно, а его жесты, поза, мимика показывают другое. Все это делает женскую интуицию мощным инструментом, которым необходимо научиться пользоваться». Кроме того, представительницы прекрасного пола обладают способностью к самомотивации и эмоциональной перезагрузке, что позволяет им качественно выполнять монотонную работу, успешно реализовывать долгосрочные проекты.

Также к ключевым навыкам и сильным сторонам, на которые стоит делать упор женщине-руководителю, относятся высокий эмоциональный интеллект, креативность, ответственность, умение работать в команде, уверенность в себе и своей миссии, гибкое планирование (agile) и умение создавать рабочие сообщества (networking). Алина обратила внимание слушателей на модель важнейших компетенций-2020, сформированную экспертами Международного экономического форума в Давосе. «Основная часть данных компетенций сопрягаются именно с женской моделью развития, возможно, этим объясняется растущая роль женщин в экономике и управлении», – считает Алина Бухарина.

Журналистам информационного агентства Евразийского женского сообщества выпала возможность пообщаться с Алиной после ее выступления на бизнес-завтраке. Она с удовольствием дала совет читательницам нашего портала: «Допустите в вашем сознании мысль о том, что вы не супер-герои и не обязаны ими быть. В первую очередь вы – женщины. И в этом понимании вы можете быть несовершенны. Но при этом в каждой из вас есть нечто такое, что мужчины считают женской магией, а в бизнесе это называется сильной стороной, талантом, преимуществом. Развивайте это качество. Тогда вы обязательно будете не только успешными, но и счастливыми».

 Виктория Ежова, информационное агентство «Евразийское женское сообщество»


ВСЕ НОВОСТИ ЭТОЙ РУБРИКИ


АРХИВ НОВОСТЕЙ