English
Евразийский Женский Форум

Бритта Кайзер-Шустер: «Музейный диалог» – это дипломатия шедевров

Директор Германо-российского музейного диалога Бритта Кайзер-Шустер примет участие в ЕЖФ

Информационное агентство «Евразийское женское сообщество»    6 Августа 2018
Бритта Кайзер-Шустер: «Музейный диалог» – это дипломатия шедевров

Объединить усилия специалистов России и Германии в поиске, идентификации, реставрации, возвращении утраченных в результате Второй мировой войны культурных ценностей в музеи двух стран – задача, содействие которой взяла на себя директор Германо-российского музейного диалога (DRMD) Бритта Кайзер-Шустер. При участии DRMD Германия получила экспонаты, до сих пор считавшиеся пропавшими. А в книжный архивный актив России недавно вернулись семь книг XVIII в. и картина Поленова «Пруд с ветлами». Международное взаимодействие в сохранении исторического и культурного наследия стало одной из тем повестки Евразийского женского форума, на который приглашена немецкий ученый и писатель Бритта Кайзер-Шустер.

Германия-Бритта-Кайзер-Шустер_Т.jpg Бритта Кайзер-Шустер
директор Германо-российского музейного диалога, директор Культурного фонда немецких земель, крупнейшей неправительственной организации, которая занимается поддержкой культурных проектов в масштабах Германии
Деловая сфера: международное сотрудничество, культура.

После получения докторской степени Бритта Кайзер-Шустер с 1993 по 1995 г. работала научным сотрудником и научным руководителем различных музеев Берлина и куратором различных выставок, с 1999 г. - директором по изобразительным искусствам XX–XXI вв. Культурного фонда немецких земель.

В период с 2000 по 2007 г. госпожа Кайзер-Шустер развивала Программу выделения стипендий Ф. Мёллера для российских искусствоведов в содружестве с Фондом им. Д.С. Лихачёва, работала советником Германо-российского библиотечного диалога. Это основанная в 2009 г. под эгидой Министерства культуры Российской Федерации, Культурного фонда немецких земель (ФРГ) и фонда «Прусское культурное наследие» (ФРГ) постоянно действующая профессиональная площадка, которая охватывает широкий круг вопросов сотрудничества немецких и российских библиотек. Особое внимание уделяется вопросам использования современных цифровых технологий при восстановлении книжных собраний, имеющих историческое, научное и культурное значение.

Германия-Бритта-Кайзер-Шустер_2.jpg

В мае 2018 г. на заседании Германо-российского библиотечного диалога директор Культурного фонда немецких земель Бритта Кайзер-Шустер принимала участие в церемонии возвращения в Научную библиотеку Новгородского государственного объединенного музея-заповедника книг, вывезенных в Германию с территории Советского Союза во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

В Новгород вернулись семь книг XVIII в., самой ранней из которых является Минея служебная 1713 г.

Более 10 последних лет Бритта Кайзер-Шустер возглавляет Германо-российский музейный диалог (DRMD), задача которого - помочь музеям разобраться в ценности и объеме утрат раритетов обеих стран в военный и послевоенный периоды.

«Утрата и обретение» - так называлась одна из первых инициатив DRMD, основанного в 2005 г. Поводом послужила 50-я годовщина второй крупной акции по возвращению Советским Союзом более чем 1,5 млн произведений искусства Германской Демократической Республике в период между 1955 и 1958 гг. Акция началась с передачи значимых работ Дюрера, Яна ван Эйка, а также «Сикстинской Мадонны» Рафаэля. Это стало импульсом к восстановлению разрушенных войной музеев и всего восточнонемецкого музейного ландшафта.

Сегодня DRMD выступает инициатором двух крупных исследовательских проектов. Первый из них касается утраты немецких музеев в военное и послевоенное время в контексте перемещения культурных ценностей в Советский Союз.

Немецкие и российские специалисты совместно ведут исследовательскую работу, а также доводят ее результаты до общественности посредством публикаций и выставок.

Прекрасный пример тому - сотрудничество между музеем замка Фриденштайн в Готе и Пушкинским музеем в Москве, которое в 2016 г. не только вылилось в первую крупную выставку работ Кранаха в России, но и позволило впервые после Второй мировой войны показать полное «готское» собрание Кранаха. После этого в 2017 г. Пушкинский музей показывал в Готе шедевры французского изобразительного искусства.

Особое значение DRMD придает реконструкции истории культурных утрат России. В этой связи организация обратилась к изучению истории российских музеев во время Второй мировой войны. В частности, исследовалась история собраний Новгорода и Пскова, а также четырех императорских дворцов Санкт-Петербурга - в Царском Селе, Петергофе, Гатчине и Павловске - с 1941 г. и до начала 1950-х годов. В результате удалось проследить дорогу отдельных произведений искусства назад, в Советский Союз, а также их последующий путь.

В 2017 г. в Таганрог вернулась картина Поленова «Пруд с ветлами», как и 73 из более чем 4,5 тыс. произведений искусства, которые утратил город за время немецкой оккупации. Они были возвращены из так называемых центральных сборных пунктов союзников.

История даже одной картины или книги олицетворяет историю сотрудничества музейщиков и искусствоведов двух стран, на которое нацелена программа отдельной площадки ЕЖФ.

Тина Станкевич,
информационное агентство «Евразийское женское сообщество»


ВСЕ НОВОСТИ ЭТОЙ РУБРИКИ


АРХИВ НОВОСТЕЙ


Материалы по теме: