Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

«Игра» с аудиторией и экономическое творчество

Маркетолог Ольга Кожина о современной рекламе и бизнесе
20 Мая 2022
«Игра» с аудиторией и экономическое творчество

Маркетинг – это непрерывное творчество, увлекательная игра, глубокая практическая наука и серьезная профессия. В этом уверена маркетолог и предприниматель с насыщенным многолетним опытом Ольга Кожина. Эксперт умеет тонко чувствовать аудиторию, по деталям разбирать и эффективно трансформировать бизнес-проекты и успешно учит этому подрастающее поколение специалистов. В интервью Global Women Media она поделилась мнением о современной рекламе, предпринимательстве и образовании в сфере маркетинга.

Кожина_00T.jpg Ольга Кожина
маркетолог, экономист-менеджер, преподаватель

Ольга Кожина – не просто большой профессионал своего дела, но и живой мотивирующий пример бесконечной целеустремленности, любви к учебе и постоянному росту. Всего за один год она экстерном окончила 11-й класс, сдала экзамены за 1-й и 2-й курсы вуза, еще не достигнув совершеннолетия, серьезно занялась бизнесом, а к 20 годам уже имела «красный» диплом и немалый профессиональный опыт.

Сегодня в качестве маркетолога и экономиста-менеджера Ольга Кожина консультирует предпринимателей, помогая им решать задачи разной сложности, а также преподает в колледже рекламы МКИК. Это специалист-практик, искренне увлеченный маркетингом и бизнесом, исследователь с глубоким научным взглядом на профессиональную сферу, педагог-наставник с творческим подходом и неравнодушным отношением к подрастающему поколению специалистов и очень открытый, позитивный и вдохновляющий человек.

Кожина_005.jpg

– Ольга Михайловна, с чего начинался Ваш профессиональный путь?

– Во время учебы в Национальном институте бизнеса в Москве мы с моим знакомым решили открыть собственное дело. Мне тогда еще не было 18 лет, поэтому для начала пришлось пройти процедуру эмансипации для возможности заверения документов подписью до совершеннолетия. Мы занялись бизнесом в области торговли, и я в качестве заместителя генерального директора полностью вела бухгалтерию, осуществляла закупку товаров, контролировала поставки и отвечала за взаимодействие с официальными страховыми и налоговыми органами.

Всё начиналось с обычной небольшой палатки, а уже через несколько лет у нас было два полноценных магазина. Позже наш бизнес перерос в компанию по управлению недвижимостью и оказанию консалтинговых услуг.

Параллельно я с увлечением начала заниматься преподаванием. После окончания вуза мне предложили прочитать курс по организации предпринимательской деятельности для заочного отделения в рамках второго высшего образования. Я получала удовольствие от того, что могла быть действительно полезна людям. Учащиеся задавали мне много вопросов, с интересом слушали мои лекции и узнавали о моем опыте, ведь я была не просто преподавателем, а действующим предпринимателем, знакомым с ситуацией на рынке не по учебникам, а на практике, максимально приближенной к нашему времени.

Сначала преподавание было для меня по большей степени увлечением, дополнением к основной работе. Со временем я профессионально углубилась в эту сферу, акцентировав внимание именно на образовании. Я начала читать дисциплины по маркетингу, маркетинговым исследованиям и коммуникациям, поведению потребителей, продвижению товаров, экономике организации в высших учебных заведениях и в учреждениях среднего профессионального образования. Сегодня, спустя более чем 15 лет, я продолжаю заниматься этим с большим вдохновением.

Кожина_003.jpg

– Что Вы считаете самым интересным в маркетинге?

– Маркетингом я заинтересовалась еще во время учебы. Моя преподаватель в вузе очень интересно вела дисциплину, и я с большим увлечением после занятий углублялась в тему, самостоятельно искала более подробную информацию. Учитывая, что тогда мы открывали собственное дело, практическое применение знаниям нашлось сразу.

Сегодня маркетинг – моя основная специальность, в которой мне интересно всё. Это та сфера, которая окружает нас в повседневной жизни. Я как эксперт применяю маркетинговые знания ежедневно, часто даже не задумываясь об этом. Постановка целей, определение задач, конкурентная борьба, продвижение и позиционирование человека как специалиста, критическая оценка и анализ информации, получаемой в течение дня, – всё это тоже маркетинг… И он, как видите, вполне может применяться не только к продажам какого-либо вещественного товара.

Маркетолог – это призвание и даже в некотором смысле «болезнь». Поездка на транспорте, поход в магазин, прогулка, общение – везде обращаешь внимание на то, как компании представляют себя и свой продукт, как работают конкуренты, как развиваются бренды. Самые интересные случаи я фиксирую, чтобы поделиться со студентами, обсудить, иногда спрогнозировать вместе действия тех или иных компаний, политиков, стран.

Маркетинг – это экономическое творчество. Продать товар гораздо сложнее, чем его произвести. Для этого важно тонко чувствовать аудиторию и находиться в постоянном поиске интересных форматов взаимодействия с ней.

В целом маркетолог – это специалист с глубокими знаниями в области рекламы, психологии, продаж, менеджмента. Он должен быть немного юристом, немного бухгалтером, одновременно – исследователем и практиком, человеком с творческим и аналитическим мышлением, обладать интуицией и уметь четко просчитывать свои действия, опираясь на факты.

Кожина_004.jpg

– Современная реклама – какая она? В чем ее особенность?

– Особое внимание в своих исследованиях и практике я уделяю теме современных маркетинговых коммуникаций – взаимодействию продавца и покупателя, бизнеса и человека. Это обоюдоострый инструмент, в качестве которого могут выступать реклама, общение, связь с общественностью и многие другие интересные форматы. И здесь особую роль играет именно психология.

Одна из моих монографий была посвящена такой интересной маркетинговой коммуникации, как продакт-плейсмент.

Это довольно нестандартный инструмент, который с юридической точки зрения не имеет прямого отношения к Закону о рекламе, но сегодня он пользуется особенно большой популярностью. Речь идет о демонстрации или описании продуктов в контексте отстраненных развлекательных форматов – в художественных книгах, фильмах, сериалах, компьютерных играх. Например, главный герой может ездить на машине конкретной марки, использовать шампунь или носить вещи определенного бренда. Как правило, при грамотном использовании такого хода это не воспринимается аудиторией как прямая реклама, но оказывает сильное воздействие на подсознание потребителя.

В рамках исследования для монографии я проводила опрос, в котором спрашивала людей о том, что побуждает их покупать тот или иной продукт и как на этот выбор влияет продакт-плейсмент. Многие подростки в интервью говорили о том, что в будущем хотели бы купить себе такую же машину, как у героя их любимого фильма, попробовать еду и напитки, которые видели в сериале.

Современный мир переполнен информацией – не всегда качественной и достоверной. Поэтому мозг человека стремится фильтровать «шумы». И в этом смысле прямая реклама часто воспринимается людьми с недоверием.

Для того чтобы воздействовать на современного потребителя, маркетологи вынуждены придумывать творческие и всё более неординарные подходы, действующие на уровне подсознания. И продакт-плейсмент – один из таких подходов. Всё, что мы видим не в рекламе, «за которую производитель заплатил деньги», а в фильмах или книгах, воспринимается нами как жизнь, как совет хорошего друга, особенно если мы любим автора или режиссера и доверяем ему как человеку.

Хорошая современная реклама очень интересна своей изощренностью, креативностью, глубинным подходом к изучению аудитории. Это тонкое искусство и в то же время увлекающая игра, призами в которой являются заполученное внимание и, как следствие, успех в продажах.

Кожина_006.jpg

– Что, на Ваш взгляд, сегодня в первую очередь важно знать людям, решившим связать свою жизнь с бизнесом?

– Знать нужно очень много. Я бы посоветовала предпринимателям, даже если они нанимают на работу юристов, бухгалтеров, маркетологов и других специалистов, иметь хотя бы поверхностные знания об их работе.

Бизнес – это сложный и слаженный механизм. Предприниматель является его стержневым элементом или даже, можно сказать, мастером, обеспечивающим синхронность и стабильность работы.

Помимо знаний для предпринимателей крайне важна гибкость. Нужно понимать, что бизнес должен быть не просто увлечением, «делом для души» (хотя это, безусловно, тоже важно), но и приносить доход, удовлетворять актуальные запросы общества. Для этого необходимо максимально рационально и эффективно использовать те ресурсы, которыми располагает предприниматель.

Я до сих пор консультирую по вопросам открытия и развития бизнеса в самых разных направлениях. И своей главной задачей вижу то, чтобы не дать людям совершить ошибку. Иногда для этого нам приходится прибегать к масштабным трансформациям, кардинально менять уже намеченный путь. Например, один из таких консультационных проектов я вела на протяжении нескольких лет, постоянно находясь на связи с предпринимателем. За это время мы переориентировали его бизнес, связанный с издательским делом и рекламой, в ресторанное дело, а затем – в работу с недвижимостью, сдачу площадей в аренду и их продажу. Такие изменения давались нелегко и с технической, и с психологической точек зрения. Однако именно они позволили достичь больших результатов и создать то дело, которое отвечало и возможностям самого предпринимателя, и запросам общества.

Бизнес – это всегда ответственность за риски, умение перестраиваться, готовность иногда сделать шаг не только вперед, но и назад.

– Почему для Вас важно быть не только маркетологом, но и преподавателем? Какие принципы Вы используете в своей преподавательской деятельности?

– Мой главный преподавательский принцип основан на взаимоуважении и взаимопонимании. Я преподаю у разных возрастных групп – и в колледже у совсем молодых людей, только начинающих свой путь, и в высшей школе, где нередко обучаются специалисты, уже имеющие образование и опыт. Ко всем из них я отношусь с одинаковым уважением, воспринимая и старших, и младших студентов как коллег.

В образовании, как и в маркетинге, мне интересно не просто передавать знания, а выстраивать диалог, взаимный обмен. На мой взгляд, это единственный эффективный способ любой коммуникации.

Я считаю, что абсолютно любого студента можно заинтересовать образовательным процессом, как и любого потребителя – рекламой. Главное – найти подход, точки соприкосновения и объяснить, зачем человеку это нужно. Когда студент четко понимает, как может использовать полученные знания, чем они ценны и полезны, учеба становится в разы эффективнее и продуктивнее.

Кожина_001.jpg

– Что бы Вы как наставник пожелали подрастающему поколению специалистов?

– Никогда не переставать учиться и развиваться, изучать не только те дисциплины, которые напрямую связаны с их профессией, но и смежные предметы.

Маркетинг – это очень обширная и многогранная сфера, требующая от специалистов постоянного расширения кругозора и компетенций.

И еще я бы посоветовала подрастающему поколению интересоваться мировой культурой и мировым искусством. Это то, что воспитывает в каждом из нас Человека, развивает личность и непременно пригодится им в профессии. Если они в этом еще не убедились, то, думаю, убедятся очень скоро. Культура, искусство, маркетинг и бизнес – это про людей.

Виктория Гусакова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG