Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Медиаобразование: полезный интернет

Медиапедагог Наталья Травкина о современном образовании
1 Августа 2022
Медиаобразование: полезный интернет

Современное поколение детей не может представить свою жизнь без интернета и гаджетов, ставших неотъемлемой частью повседневности. Задача родителей и педагогов – не запретить подрастающему поколению пользоваться новыми технологиями, а научить применять их во благо. В этом уверена медиапедагог Наталья Травкина.

Травкина_0TАвтор-фото--Гузиенко-Яна.jpg Наталья Травкина
руководитель медиацентра и куратор медиакласса школы № 1293 (Москва), преподаватель фотографии

Сегодня Наталья Травкина возглавляет медиацентр и курирует работу медиаклассов в одной из московских школ. Эксперт имеет авторские разработки в области образовательных методик и активно применяет в своей педагогической деятельности современные цифровые инструменты подачи информации.

В интервью Global Women Media Наталья рассказала о том, чем отличается медиакласс от общепрофильных классов, кому из школьников может быть интересно это направление обучения, а также поделилась своим видением современных педагогических методик.

Травкина_03.jpg

– Наталья Сергеевна, как появилась идея создать медиакласс?

– Инициатива принадлежит Департаменту образования и науки города Москвы. Проект называется «Медиакласс в московской школе» и предполагает развитие на базе учебных заведений нового направления предпрофессиональной подготовки – наряду, например, с медицинскими и инженерными классами.

Программа реализуется на базе 10–11-х классов. При этом за основу берется гуманитарное направление, делается упор на изучении русского языка, литературы и обществознания. К привычным предметам добавляются журналистика и основы медиапроизводства. Эти дисциплины являются обязательными и оцениваются преподавателями по всем правилам учебного процесса. Кроме того, каждая школа имеет возможность вводить факультативные предметы, перечень которых зависит от наличия экспертов-преподавателей в конкретном учебном заведении. Например, у нас это занятия по фотографии и видеосъемке, коммуникации в социальных сетях и созданию аудиоподкастов.

В прошлом году в программе было задействовано 66 московских школ, в этом году – 155 учебных заведений.

Стать частью проекта могут только те учебные заведения, которые прошли специальный отбор и удовлетворяют всем ключевым показателям. Важно, чтобы в школе была сформирована качественная образовательная среда: постоянно проходили мастер-классы и профильные мероприятия, имелось всё необходимое для обучения навыкам медиапроизводства, а сами школьники были активными и мотивированными, участвовали в олимпиадах и конкурсах. Департамент образования и науки города Москвы «держит руку на пульсе» и наблюдает за тем, насколько успешно и эффективно учебным заведениям удается внедрять новое направление.

Можно сказать, что мы бросили себе вызов, и это очень интересный опыт. У нас уже собралась мощная команда преподавателей, и мы планируем запустить насыщенную программу.

Травкина_04.jpg

– Кому из школьников будет особенно полезна учеба в медиаклассе? Какие траектории развития есть у выпускников этого направления?

– В медиаклассах, я цитирую данные с официального сайта проекта, готовят профессионалов, создающих уникальный высококачественный мультимедийный контент. С одной стороны, это интересно в первую очередь тем, кто планирует стать журналистом или выбирает другую профессию, напрямую связанную с созданием текстовых, видео- или аудиоматериалов. С другой стороны, учеба в медиаклассе может быть полезна абсолютно всем.

Специалист, владеющий медиаграмотностью, умеющий выстраивать коммуникацию в медиапространстве, правильно позиционирующий себя, значительно выигрывает в конкурентной борьбе на рынке труда.

Учеба в медиаклассе открывает ребятам много дополнительных возможностей. Например, учебные заведения, задействованные в программе, сотрудничают с ведущими вузами столицы. Ученики медиаклассов регулярно принимают участие в вузовских мероприятиях, а значит, имеют шанс проявить себя в конкурсах и разных активностях. Как показывает практика, институты и университеты внимательно следят за потенциальными абитуриентами – как говорится, ищут таланты.

Травкина_05.jpg

Мы сотрудничаем с различными СМИ. Один из медиаклассов нашей школы уже ходил на съемки, ребята с удовольствием наблюдали за тем, как проходит процесс создания ТВ-продукта, изнутри. А в рамках специального конкурса одна из учениц даже выиграла встречу с продюсером, смогла пройти практику на телевидении.

Попасть в медиакласс не так просто. Для этого учащемуся необходимо хорошо сдать экзамены по профильным предметам, подготовить портфолио и составить мотивационное письмо. Медиаклассы открыты для тех, кто действительно заинтересован в развитии в этом направлении и готов работать.

Сейчас в Москве также появился проект «Медиавертикаль», который планирует готовить учащихся с 7-го класса. Таким образом, к моменту перехода в старшую школу, когда учебные программы начинают делиться на профильные направления подготовки, будущие абитуриенты могут сделать осознанный выбор: хотят ли они продолжать образование в медиасфере или же для них будет полезнее выбрать другое направление подготовки.

Травкина_06.jpg

– Медиапроизводство, на Ваш взгляд, является больше практическим или творческим навыком?

– Для начала важно договориться о понятиях (смеется). Для меня творчество – это любой акт созидания. Когда мы делаем фотографию на телефон, снимаем видео, записываем подкасты – это творчество. Когда учитель находит новые методы работы со школьниками, разрабатывает авторские методики, создает интересные проекты – это тоже творчество. И в этом плане, я считаю, весь наш учебный процесс является творческим.

Моя старшая дочь, которой сейчас 17 лет, говорит, что для нее творчество – это самовыражение. Посты в социальных сетях, записи в блогах, видеоролики, аудиоподкасты – это трансляция своих мыслей, эмоций на широкую аудиторию.

Вместе с тем, если речь идет о творчестве, большой вопрос заключается в том, какой медиаконтент можно считать профессиональным.

Недавно я вернулась с фестиваля «Молодые фотографы России», прошедшего в Калуге. Там мне посчастливилось лично пообщаться с Владимиром Вяткиным – живой легендой фотожурналистики. И, конечно, мы все, находясь рядом с ним, ловили каждое его слово. Рассуждая об искусстве, он сказал, что оно представляет собой баланс между документальным и художественным содержанием.

Я полностью согласна с этой точкой зрения. С одной стороны, если речь идет об информационном контенте, то он должен быть достоверным и полезным. С другой стороны, если мы создаем фотографию или видео, то должны наделять их художественной ценностью. Это большая работа, требующая от автора развитости многих навыков, насмотренности, знания культуры. У Владимира Вяткина именно такие фотографии – они документальны, но при этом вызывают у зрителя эстетическое удовлетворение, их интересно рассматривать.

Травкина_07.jpg

– Почему лично для Вас важно принимать участие в развитии медиакласса?

– Я бы сказала, что я педагог-энтузиаст, для которого важно вносить вклад в развитие того учебного заведения, где я работаю. Нам уже есть чем гордиться: наша школа занимает 220-е место в рейтинге всех московских школ и 300-е – по всей России. Учитывая, что у нас обычное общеобразовательное учреждение, это довольно хороший показатель. Мы много делаем для того, чтобы постоянно совершенствовать свой образовательный процесс. И я чувствую себя неотъемлемой частью команды, внося свой вклад в повышение рейтинга и имиджа школы через реализацию проектов в тех направлениях, в которых являюсь экспертом.

Под моим кураторством в школе действует музей фотографии и развивается медиацентр, объединяющий телестудию, фотостудию, студию звукозаписи и отдел журналистики. Это те проекты, которые отличают нас от многих других учебных заведений.

Кроме того, в этом году я впервые беру на себя классное руководство. Это новый, но очень интересный для меня опыт. Я очень люблю свою работу и делаю всё для того, чтобы мой труд был максимально полезным и эффективным.

Сейчас я позиционирую себя как фотопедагог. Но на самом деле моя деятельность гораздо обширнее, а фотография является лишь небольшой, но важной ее частью. В профессиональном сообществе всё популярнее становится такое понятие, как медиапедагог. И хотя оно пока официально нигде не регламентировано, пожалуй, оно точнее всего отражает сферу моих интересов.

Травкина_08.jpg

– Помимо медиакласса Вы также занимаетесь развитием «Мастерской современного педагога». Что это за проект?

– Это мой любимый проект, который мы развиваем с моей единомышленницей и коллегой Анастасией Канке, преподавателем литературы и русского языка, онлайн-репетитором из Санкт-Петербурга.

«Мастерская современного педагога» – это площадка, на которой мы знакомим педагогов с трендами, существующими в образовательной среде. Например, сейчас основной акцент мы делаем на мультидисциплинарности и мультимедийности. У нас есть уроки, посвященные изучению цифровых площадок для организации занятий (таких как Сферум, Core, Google Класс), разных видов интерактивных досок, программ для создания анимированных презентаций или образовательных видеороликов. Мы рассказываем и показываем, как пользоваться приложениями для проведения видеоконференций (Zoom и российскими аналогами программы) и другими современными цифровыми инструментами, обсуждаем темы, связанные с вовлечением аудитории, развитием личного бренда учителя.

Проект реализуется в формате онлайн-школы, где мы с Анастасией Канке на протяжении пяти недель не только делимся информацией, но и даем домашние задания и проверяем правильность их выполнения. За два года мы выпустили шесть потоков и записали более 60 уроков.

Травкина_09.jpg

Педагог – человек, который не только учит, но и сам постоянно учится. Современный педагог – человек, который использует в своей работе актуальные наработки, в том числе цифровые технологии. В нашей профессии это действительно очень важно, ведь мы работаем с детьми, которые зачастую не могут эффективно воспринимать информацию «старыми» способами.

Не только в рамках мастерской, но и в повседневной работе в школе я стремлюсь делиться опытом с коллегами. Мне кажется очень удобным, что сегодня учителя могут использовать не распечатанные на бумаге тесты, а создавать опросы в интернете с помощью онлайн-сервисов, которые к тому же автоматически проверят работы учащихся. Или, например, многие до сих пор переотправляют друг другу текстовые файлы по нескольку раз, внося в них правки и уточнения, даже не зная об «облачных» технологиях и возможности совместно работать над документом в режиме онлайн. О подобных инструментах я постоянно рассказываю своим коллегам, потому что они способны значительно облегчить их операционную работу.

Еще мне кажется очень важным, чтобы современные педагоги не осуждали, а поддерживали интерес детей к гаджетам. Наши школьники – это поколение центениалов, людей, которые родились в тот момент, когда интернет уже обрел большую популярность и доступность. Они не разделяют виртуальность и реальность, постоянно курсируют между экраном и жизнью.

Запрещать современным детям проводить время в интернете – заведомо проигрышная тактика. Гораздо важнее, чтобы учитель мог предложить и показать ребенку, как использовать цифровые технологии с пользой, научить создавать качественный и осмысленный, интересный контент.

Кроме того, я активно продвигаю мнение о том, что современному педагогу важно быть представленным в социальных сетях. Для этого необязательно выставлять напоказ личную жизнь. Однако если педагог открыто рассказывает о своих профессиональных проектах, о том, как он выстраивает коммуникацию с детьми, что считает самым ценным в образовании, показывает свою экспертность, то это способствует более доверительному отношению с родителями, сближению с учениками и вызывает гордость у школы.

Современный педагог – тот, кто выходит за пределы своего класса. У современного мира нет границ, и этим нужно пользоваться.

Травкина_10.jpg

– О чем Вы мечтаете? Какие цели ставите перед собой на ближайшее будущее?

– У меня есть несколько траекторий развития, по каждой из которых я наметила себе определенные цели.

Первое направление – мой бизнес «Мастерская современного педагога». Это коммерческий, но в то же время и социально значимый проект. Соответственно мне бы очень хотелось, чтобы он, с одной стороны, приносил мне прибыль, ведь бизнес для этого и создается, а с другой – был максимально полезен для профессионального сообщества. Я прикладываю много усилий для того, чтобы отладить все процессы и выстроить грамотную работу в коллективе.

У меня есть мечта выступить на глобальной конференции о технологиях в образовании EdCrunch. Это событие мирового уровня, где педагоги-энтузиасты делятся своими уникальными наработками и методиками. Думаю, что мой опыт развития «Мастерской современного педагога» может быть интересен и полезен коллегам. К тому же недавно я стала амбассадором копании Canva, которая предоставляет в открытом доступе онлайн-инструменты для оформления презентаций и графического дизайна. И хотя сейчас она ушла с рынка в нашей стране, сотрудничество с этой компанией дало мне уникальные компетенции.

Второе направление развития – педагогика и фотография. В ближайшее время я планирую издать рабочую фототетрадь с творческими заданиями для учащихся. Проект почти готов, и, думаю, совсем скоро мне удастся выпустить первый тираж и опробовать свои наработки на медиаклассах и детских фотостудиях.

Еще на фестивале в Калуге у меня родилась идея провести подобное событие в Москве, но ориентировать его не на молодых, а на совсем юных фотографов – школьников. Я уже веду переговоры с вузами, где есть факультет фотографии и студенты, готовые помочь в реализации проекта, а также рассчитываю на поддержку московского отделения Союза фотохудожников России и неравнодушных фотопедагогов.

Травкина_01Автор-фото--Гузиенко-Яна.jpg

У меня большие фотопедагогические амбиции, но, на мой взгляд, лучший способ мотивировать себя к достижению целей – это рассказывать о них.

И, конечно, я хочу успешно воспитать и выпустить свой медиакласс. Для меня очень важно научить ребят творчески мыслить и фотографически думать, показать, что фотография – это не просто «нажать на кнопку», а большая умственная и художественная работа.

Как руководитель медиацентра я мечтаю, чтобы это место стало точкой притяжения для учеников. Я всегда искренне радуюсь, когда вижу заинтересованность школьников. В образовательном процессе это самое важное – вовлечь и замотивировать. Можно сказать, что именно для этого и реализуются все мои проекты.

Фотографии предоставлены из личного архива Натальи Травкиной,
фотограф Яна Гузиенко

Виктория Гусакова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG