Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

«Культура определяет личность человека»

Директор гимназии о школьном образовании, творчестве и учителях
8 Августа 2022
«Культура определяет личность человека»

Творчество, культурная и интеллектуальная наполненность, осмысленность и ответственность – главные составляющие всего, что делает Ольга Козлова. Это педагог и руководитель учебного заведения небольшого сибирского города Нижневартовска, которая посвятила всю себя созданию лучшего образовательного пространства для подрастающего поколения. За плечами Ольги Козловой много проектов в области частного и муниципального образования, каждый из которых был реализован с большой любовью.

Козлова_0T.jpg Ольга Козлова
директор гимназии № 1 города Нижневартовска, почетный работник общего образования РФ, учитель французского языка

Ольга Петровна Козлова – эксперт в области образования с 40-летним стажем. Она прошла путь от учителя до директора учебных заведений, руководила собственной частной школой и работала в городском департаменте образования. Ольга Петровна хорошо знакома с тем, как устроена школьная система изнутри, умеет выстраивать эффективную коммуникацию с детьми, родителями и педагогами. Это очень творческий человек, который реализует много интересных идей в своей работе. Сегодня ее мнение имеет большой вес в профессиональном сообществе, а ученики, выпускники и их родители отзываются о педагоге и директоре с большой теплотой и благодарностью.

В интервью Global Women Media эксперт поделилась своей точкой зрения о сильных сторонах системы школьного образования в России, порассуждала об отличиях частного образования от муниципального, а также рассказала о том, какой она видит роль учителя и руководителя учебного заведения в формировании личности ребенка.

Козлова_02.jpg

– Ольга Петровна, почему Вы решили связать свою жизнь именно с образованием?

– Не могу сказать, что пришла в профессию с четким осознанием, что это мое призвание. Всё гораздо проще: я была «домашней» девочкой, которую родители не хотели отпускать сразу «в дальнее плавание», а педагогический университет находился совсем рядом.

Хотя, нужно сказать, всё же родители, относящиеся ко мне с большой любовью, интуитивно чувствовали мою предрасположенность к преподаванию. Еще в школьные годы многие мои одноклассники после занятий приходили к нам в гости делать домашние задания, и я им помогала. Мама и папа не были против и даже, наоборот, поддерживали мое стремление делиться знаниями. Поэтому, когда пришло время выбирать будущую профессию, они подтолкнули меня к педагогике. Мне оставалось только выбрать между математикой, литературой и иностранными языками.

Математика мне казалась слишком строгой дисциплиной, в литературе была досконально прописана вся программа, а мне всегда нравились сочинения на свободную тему. Иностранные языки подходили мне больше всего. Тем более что в школе я особенно восхищалась учительницей французского – она была самая молодая и красивая (смеется).

Мой путь в сфере образования был выбран не столько осознанно, сколько интуитивно. Тем не менее я об этом никогда не жалела. Сейчас, даже спустя 40 лет работы в образовании, я с улыбкой и воодушевлением каждое утро переступаю порог школы.

Когда я впервые после университета оказалась в Нижневартовске, я легкомысленно полагала, что меня, выпускницу с красным дипломом, ждут с распростертыми объятиями. На деле же оказалось, что в школе не было свободных часов для нового преподавателя французского языка. Я могла бы сдаться, но не сдалась, а осталась работать на должности секретаря. На мое счастье уже через полгода одного из учителей повысили до завуча, а я получила возможность вести уроки. И в тот момент для меня буквально открылся новый мир.

Во время работы я осознала, насколько важную роль играет всё то, что учитель говорит и делает во время занятия, как он передает информацию. Я поняла, что самое большое значение в деятельности педагога имеет то, с чем дети уходят после урока – с какими знаниями и с каким настроем. Это был мой первый профессиональный инсайт. Позже практика, которая была очень многогранной, подарила мне огромное количество других ценных мыслей, идей и возможностей для собственного роста.

Сфера образования для меня неразрывно связана с однокоренным понятием «образ». И в этом плане образование является многоаспектным, многослойным процессом. Оно позволяет формировать и образ ребенка, который непременно меняется за годы обучения, и образ мира в глазах учащегося, и образ общества в целом, ведь сегодня в школах учатся те люди, в чьих руках окажется наша планета уже в скором будущем.

Все эти мысли рождают во мне чувство огромной ответственности и дарят вдохновение. Я считаю, что мне очень повезло, потому что я выбрала для себя дело по душе, за которое мне еще и платят (смеется).

Козлова_03.jpg

– Как преподаватель французского и директор учебного заведения Вы сотрудничаете в том числе с людьми из других стран. Исходя из Вашего опыта взаимодействия с зарубежными экспертами, в чем Вы видите уникальность российского образования? Чему другие страны могут у нас поучиться?

– Думаю, здесь важно поговорить не о парадигмах образования, которые часто меняются и во многом зависят от национальных особенностей оценки качества обучения, а об особенностях выстраивания коммуникации в образовательном пространстве.

На мой взгляд, безусловным достоинством в российских школах можно назвать контакт школы с семьей. У нас даже в законе об образовании зафиксирован тот факт, что родители являются первыми педагогами для своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Позже, когда дети идут в школу, родители также становятся полноправными участниками образовательного процесса. И здесь я имею в виду не только родительские собрания и лектории, но и полноценное взаимодействие мам и пап с учителями на пользу ребенка.

Когда я работала в частной школе, у нас был распространен такой формат сотрудничества, как совместная аналитико-рефлексивная деятельность. Родители и учителя, учитывая мнение самого ребенка, договаривались о тех результатах, которые должен был принести образовательный процесс. Они объясняли школьнику: для того чтобы достичь тех или иных целей, ему необходимо действовать в определенном ключе. В этом случае и учителя, и родители, и ребенок практически в равной степени несли ответственность за результат. Мы проводили встречи в формате «вертушек», когда семьи по одной переходили от преподавателя к преподавателю, обсуждая с ними планы и перспективы роста своих детей.

В той или иной степени взаимодействие родителей и учителей можно наблюдать во всех частных и муниципальных российских школах. Нам же удалось реализовать это сотрудничество достаточно ярко выраженно и максимально эффективно.

И еще одна особенность нашей системы образования, на мой взгляд, заключается в самой возможности учителей откровенно говорить с родителями о важных вещах. Например, за время своей работы я заметила, что многие мамы и папы, у которых был негативный опыт школьной жизни в детстве, переносят негатив и в общение с учителями своего ребенка. Как педагог и как директор я всегда могла открыто сказать им об этом и предложить попробовать построить общение по-другому. И чаще всего нам это удавалось.

Козлова_04.jpg

– Вы обладаете уникальным опытом работы и в частном, и в муниципальном учебном заведении. В чем, на Ваш взгляд, сильные стороны каждого из этих видов образования?

– Любая муниципальная, государственная система, в том числе и система образования, к своим главным преимуществам может отнести прочность. Это организации, которые находятся «под крылом» и под контролем властных структур, а значит, являются устойчивыми и соответствующими всем установленным в документах стандартам.

Что касается частных учебных заведений, то долгое время люди относились к ним довольно настороженно. Тем не менее, к счастью, сегодня ситуация стремительно меняется в лучшую сторону. Уже существует большое количество примеров школ, колледжей и вузов, нисколько не уступающих по качеству государственным учебным заведениям.

Если говорить конкретно о сильных сторонах частного образования, то, вероятно, в первую очередь стоит отметить большую свободу в реализации любых творческих идей и различных педагогических методик, гибкость действий в отношении конкретного обучающегося. Это дает возможность компенсировать неудовлетворенность тех семей, которые не нашли то, что нужно именно их ребенку, в государственном учреждении, соблюсти баланс между свободой действий и ответственностью перед заказчиками, которые не готовы платить за некачественные услуги. Приведу пример.

В 90-е годы, когда я возглавляла частную школу, к нам перевели детей, которые три года учились в Англии и кроме английского языка не освоили ни одного предмета с 5-го по 8-й класс. Нам удалось удовлетворить запрос родителей и компенсировать упущенные знания по программе. И в этом плане индивидуализация, возможность действовать не по шаблону – это и есть та самая сильная сторона частного образования.

Кроме того, свобода, которой мы обладали, позволяла нам приглашать к сотрудничеству преподавателей из других стран. Например, на протяжении трех лет занятия по английскому языку у нас проводил педагог-британец с оксфордским дипломом. Он очень подружился с нашей командой, а дети его просто обожали.

И еще я особенно ценила возможность выстраивать непрерывный процесс развития, подразумевающий полный день пребывания ребенка в школе. Мы сочетали обязательное образование с дополнительным. При нашем учебном заведении действовали филиал музыкальной школы и различные секции. Конечно, подобные модели взаимодействия есть и в государственных организациях, но мы имели определенную свободу в формировании именно такого пространства, каким мы хотели его видеть, в том числе с учетом запроса родителей.

Козлова_05.jpg

– Каким Вы видите современное подрастающее поколение? Какие методы образования, на Ваш взгляд, наиболее актуальны для сегодняшних детей?

– Дети во все времена были самым дорогим сокровищем, которое только можно найти в этом мире. Мне кажется, во всех поколениях детей, как и в учебных программах, есть инвариантная и вариативная составляющие. Другими словами, некоторые качества остаются неизменными, некоторые меняются. То, что дети разных поколений не похожи друг на друга, я замечаю даже в учениках, с которыми работаю. Первоклассники и старшеклассники во многом отличаются своим поведением, отношением к тем или иным вещам, восприятием информации.

Думаю, нет смысла подробно говорить о том, что современным детям присущи гиперактивность, клиповость мышления, взросление «с гаджетами в руках» и т.д. Это те факты, которые очевидны.

Я бы поговорила о подходах к образованию подрастающего поколения. Одна из отличительных черт современных детей заключается в том, что они ничего не принимают как «инструкцию к действию» без осознания, зачем им это нужно.

Если еще несколько поколений назад слова учителя имели для школьников безусловный авторитет независимо от профессиональной и личной составляющих, то сейчас такой авторитет строится на способности педагога объяснять и показывать ценность знаний, которые он дает. Причем происходит это в условиях «меркантилизации» знаний.

Современные дети уже с малых лет имеют свое мнение по тем или иным вопросам и готовы его высказать. Поэтому хорошим учителем, на мой взгляд, является тот, кто может вести умную дискуссию с аудиторией, организовывать в классе диалог и полилог, основанные на взаимном уважении и способности слушать друг друга.

И еще современному учителю важно понимать, что для сегодняшних детей особенно важна событийность. Подрастающее поколение лучше запоминает информацию, если она связана с конкретными событиями. У меня в школе была учительница биологии, которая давала интересные названия каждому уроку. Например, занятие по теме, связанной с системой кровообращения, называлось «Река жизни». Это такая психологическая зацепка, которая осталась в памяти до сих пор. Для современных детей, живущих в мире с бесконечным потоком информации, подобные вещи просто необходимы.

Одно из важнейших событий у нас в гимназии – ежегодные «Лихачёвские чтения». Это мероприятие, которое позволяет гимназистам выразить свое отношение к гуманитарным вопросам современности и поразмышлять над процессами, происходящими в новейшей истории.

С помощью психологических зацепок, проведения ярких событий мы можем зафиксировать в памяти современного поколения то, что является более важным и ценным, выделяющимся из общего нескончаемого потока информации.

Чего не хватает школам для работы с детьми сегодня? По собственному опыту я поняла, что нужны современные пространства, места для коворкинга и общения. И это большой простор для творчества дизайнеров и архитекторов, тем более что постепенно такие запросы появляются не только от частных учебных заведений, но и от муниципальных школ.

Козлова_06.jpg

– Вы много сказали о роли учителя, но не менее важна в образовании роль лидера, директора школы. И в этом плане Вы очень творческий руководитель, сотрудничающий с театром, поющий на сцене. Как Вы думаете, какое место в формировании личности детей занимают искусство и творчество?

– Рассуждать об искусстве в контексте создания новых смыслов лучше всего, вероятно, удалось бы художнику или композитору. Я же воспринимаю творчество как способность человека выполнять действия не по шаблону, а с привнесением в любое дело собственного видения, настроения, внутреннего состояния. С такой точки зрения творчество представляется мне ценнейшим качеством личности, которое важно развивать у подрастающего поколения. И, конечно, лучше всего, если взрослые станут для детей позитивным примером.

Для любого руководителя, не только в системе образования, важно быть просвещенным. И огромное значение имеет уровень внутренней культуры человека, определяющий его окружение, направления развития и поступки.

Действительно, я взаимодействовала с театром нашего города, и это доставляло мне огромное удовольствие. И еще я иногда пою – в основном для себя. В частной школе мы регулярно проводили музыкальные и литературные вечера, иногда я исполняла русские романсы и песни на французском языке. Недавно пела на «Звездном часе» в нашей гимназии. Творчество меня наполняет, и мне хочется делиться этим зарядом с окружающими, в том числе с моими учениками.

– Какие свои профессиональные проекты Вы считаете наиболее значимыми?

– Частная школа, которая развивалась с 1993 по 2006 г., стала, пожалуй, одним из самых значимых проектов в моей жизни. Всё остальное оказалось его причиной или следствием.

До сих пор многие из тех выпускников, которые остались в городе, ведут ко мне, уже в другую гимназию, своих детей. Такое доверие очень приятно и трогательно. Некоторые выпускники даже просят открыть новую частную школу, и я отвечаю, что всему свое время.

Это история, которая наглядно показывает, насколько большую роль в образовании играет не только то, чему учат детей, но и атмосферность школы, которая дает чувство сопричастности и присутствия, причем на долгие годы.

Второй значимый для меня проект случился после того, как мы закрыли нашу частную школу. При содействии руководителей системы образования Нижневартовска мне удалось перевести в другое общеобразовательное учебное заведение весь наш коллектив – 150 учеников и 60 сотрудников. Это была далеко не лучшая школа города, из которой все постепенно уходили, а мы пришли и решили вдохнуть в нее новую жизнь. У нас была мощная команда с большим энтузиазмом. И за 4 года нам удалось дорасти до гимназии, которая по сей день занимает первые строчки рейтинга системы образования города.

Сейчас, работая в другом учебном заведении, я думаю о том, чтобы реализовать проект комплексного образования «Содружество» с фольклорной школой «Отрадушка» из центра детского творчества. Мы уже оформляем кабинет-горницу, где дети смогут заниматься, полностью погрузившись в атмосферу традиционной культуры и быта. Это будет проект на основе интеграции общего и дополнительного образования, нацеленный на внедрение народной художественной культуры через внеурочную деятельность в программу, построенную на ФГОС. Реализация проекта возможна в том числе благодаря тому, что гимназия много лет работает в режиме полного дня в начальной школе.

Современных детей очень важно знакомить с народной культурой. Ведь если у дерева крепкие корни, то и крона получается пышной и богатой.

– Какой Вы видите идеальную систему школьного образования?

– Когда учебные программы и педагоги с определенными подходами подбираются под конкретного ребенка с учетом его психологических и возрастных особенностей. В моем понимании, такой уровень индивидуализации, но с сохранением общих, важных для социализации моментов был бы идеален.

Дети очень разные. У каждого ребенка свой темп обучения, взросления, осознания. Усредненность и «конвеерность», присущие массовой школе, часто приводят к упущению многих возможностей.

В целом мне бы хотелось, чтобы система школьного образования была более стабильной и в то же время свободной. У учителей и руководителей школ много интересных идей.

Козлова_07.jpg

– О чем Вы мечтаете?

–Мечтаю о своей выставке «Облаков». Я коллекционирую фотографии с этими невероятными, завораживающими воздушными субстанциями. И мне очень бы хотелось поделиться своими работами. Облака, если в них всматриваться, учат нас воображать, мечтать, замечать красоту в мелочах.

И еще я очень увлеклась ресайклингом – созданием новых вещей из старых предметов одежды. У нас дома много мужских рубашек, у которых со временем протерлись рукава и манжеты, но сама ткань осталась в хорошем состоянии. Я мечтаю создать из них коллекцию новой одежды. Меня очень вдохновляет мысль о возможности совместить творчество и заботу о природе.

И, конечно, я мечтаю, чтобы мои дети, внуки и мои ученики, подрастающие поколения людей росли счастливыми, добрыми и любящими мир.

Фотографии предоставлены из личного архива Ольги Козловой,
фотограф Валерия Политова

Марина Волынкина, Виктория Гусакова,
информационное агентство GlobalWomenMedia


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG