Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Литература: читать и понимать

Глубокий взгляд молодого преподавателя на образование и творчество
16 Мая 2022
Литература: читать и понимать

Литература – наука, развивающая в человеке много полезных качеств и навыков. Это огромное поле для размышлений, анализа, творчества, расширения кругозора и становления личности. В то же время любовь к чтению порой зарождается не только в детстве, но и в более старшем возрасте. В таких случаях зачастую ключевую роль играет преподаватель – его умение увлечь человека литературой, сделать ее понятной и интересной. В этом уверена Анна Маслова, молодой и очень талантливый педагог, реализующий себя в том числе в качестве литературного автора.

Маслова_0T.jpg Анна Маслова
журналист, филолог, преподаватель МКИК

Анна Маслова с отличием окончила факультет журналистики ИГУМО, защитила магистерскую диссертацию в РГГУ, несколько лет стажировалась и работала в различных новостных и глянцевых изданиях, вела авторский блог в социальных сетях и продолжает писать стихотворения и прозу.

Сегодня Анна Викторовна видит свое призвание не только в журналистике, но и в преподавательстве. Не так давно она вернулась в родной вуз, где ведет занятия для студентов Международного колледжа искусств и коммуникаций. Как человек, влюбленный в литературу, она с большим энтузиазмом делится знаниями с подрастающим поколением, развивая в своих учениках критическое мышление, лучшие человеческие качества и стремление к реализации творческого потенциала.

Маслова_03.jpg

Анна Викторовна с большой ответственностью подходит к преподаванию, считая, что в сфере образования нужны эксперты с глубокими знаниями и способностью воспитать хороших специалистов с достойными духовно-нравственными ориентирами. В интервью Global Women Media она рассказала о том, в чем видит пользу чтения и творчества, на каких принципах строит свою преподавательскую деятельность и что считает самым ценным в общении с современной молодежью.

Маслова_04.jpg

– Анна Викторовна, за что Вы любите литературу?

– В литературе и филологии я считаю самым интересным возможность прикасаться к другим мирам, изучать опыт предыдущих поколений. Удивительно, что благодаря книге человек способен переместиться в любую точку мира и даже на другую планету, побывать в прошлом, будущем или воображаемом времени, не выходя из комнаты. Французский философ Фрэнсис Бэкон сказал прекрасную фразу: «Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Это выражение меня очень вдохновляет.

По литературе можно изучать историю или с ее помощью погружаться в самые разные ситуации, дающие не менее ценный опыт, чем реальная жизнь. Более того, книги способны многое рассказать нам о нас самих. Примеряя на себя образы разных героев, мы порой задаемся вопросами: как бы я поступил на его месте; что для меня значат честь, совесть, любовь, дружба; какие качества я больше всего ценю в людях; какие герои мне близки, а какие нет?

Чем больше мы читаем, чем больше ситуаций «переживаем» вместе с героями, тем больше вопросов и ответов возникает внутри нас. Мы становимся более наполненными, а наш взгляд на мир – более объемным.

Еще книги мне представляются вечным мостом между автором и читателями – сквозь века и расстояния. Сколько лет назад жили Пушкин, Достоевский, Толстой? Благодаря книгам прикоснуться к их мыслям и идеям мы можем даже в наши дни.

И в этом плане я бы сравнила чтение с живым общением. Когда мы с головой окунаемся в произведения любимых авторов, мы получаем не меньше эмоций, чем от душевного разговора с интересными нам людьми.

Маслова_05.jpg

– Чему учит литература? Какие навыки и ценности воспитывает в человеке?

– Чтение не просто развлекает. Оно повышает уровень грамотности и обогащает словарный запас, расширяет кругозор, порой даже меняет мировоззрение.

И, конечно, книги, как ничто другое, развивают в человеке творческие способности и воображение. При чтении книг, в отличие от просмотра фильмов, ум человека работает гораздо активнее, так как вынужден сам «прорисовывать» картинку, представление о героях и обстановке, в которой происходит действие, описываемое автором.

Книги также эффективно развивают критическое мышление. Однажды я читала исследование, в котором мне особенно запомнился тезис о том, что чтение способствует возникновению новых нейронных связей в головном мозге человека.

В этом плане трудно не согласиться с призывом польского писателя Януша Леона Вишневского: «Люди, читайте книги! Не позволяйте кому-то думать и решать за вас!»

Кроме того, литература позволяет развить такой ценный навык, как эмоциональный интеллект. Читая книгу, человек углубляется в жизнь и психологию героев, лучше понимает, о чем они думают и что руководит их поступками. Со временем это перерастает в привычку внимательнее относиться к людям и в реальной жизни. О такой пользе чтения говорят многие психологи, и я сама с интересом замечаю подобные качества в тех, кто увлечен литературой.

К слову, на базе Международного колледжа искусств и коммуникаций, где я сейчас преподаю, есть колледж психологии, в котором отдельный курс обучения студентов связан с арт-терапией. И чтение, в частности сказкотерапия, – один из важных аспектов такого курса.

Этот метод позволяет человеку сконцентрироваться на конкретной проблеме, использовать ситуации из литературного произведения как способ решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, психологической поддержки.

Так что с уверенностью могу сказать, что чтение – это занятие, полезное для людей абсолютно всех возрастов.

Как преподаватель литературы я искренне рада, что, несмотря на многие пессимистичные прогнозы о снижении востребованности книг в современном мире, количество читающих людей вокруг меня, напротив, только растет. И, к счастью, среди таких людей очень много молодежи, в том числе моих студентов.

Маслова_06.jpg

– Как проходят Ваши занятия со студентами? Какие форматы Вы используете? На каких принципах строите образовательный процесс?

– На занятиях мне интересно говорить со студентами. В первую очередь я спрашиваю их о том, как они поняли прочитанное произведение. При этом мы не сводим наш диалог к предсказыванию сюжета. Безусловно, я считаю похвальным, когда студент помнит мельчайшие детали, эпизоды, но для меня гораздо важнее, чтобы текст был осмыслен и обдуман.

Сегодня мы живем в мире, где «сухие» факты можно без труда найти в интернете. Поэтому на первый план выходит умение человека анализировать их. Этим мы и занимаемся на занятиях по литературе.

Мы обсуждаем со студентами, каким именно для них оказалось то или иное произведение, какие возникли вопросы в процессе прочтения, почему герои повели себя так, а не иначе, в каком мире они существуют, какой у них характер, какие темы поднимает автор и почему они для него важны, как они взаимосвязаны с теми событиями, которые на тот момент происходили в реальном мире. Подобных вопросов, на самом деле, очень много, и все они требуют не просто ответов, а размышлений и поиска интересных, порой неочевидных взаимосвязей.

Читать – это одно, понимать прочитанное – совсем другое. Моя главная задача – не просто привить вкус к хорошей литературе, но и научить студентов понимать ее, видеть смыслы, которые авторы зачастую скрывают между строк. Если говорить совсем просто, то я бы хотела воспитать думающего, критически мыслящего читателя.

Мне не нравится читать лекции, разговаривая «сама с собой». Мне нравится видеть, как у моих студентов рождаются собственные интересные мысли и озарения в процессе обсуждения.

Мне очень интересно наблюдать за студентами, узнавать их отношение к тем или иным вещам. Я заметила, что у многих первокурсников еще со школы остается страх публичных выступлений и выражения своего мнения. На занятиях мы работаем в том числе над тем, чтобы устранить эти страхи.

Для меня поле изучения литературы представляется гораздо более обширным, чем просто чтение произведений и запоминание фактов.

Литература учит нас быть людьми, развивает наши лучшие человеческие и личностные качества.

Я веду занятия на разных факультетах и вижу, что удовольствие и пользу от наших встреч получают все студенты независимо от того, какой профессиональный путь они для себя выбрали.

К тому же я всегда стремлюсь использовать те подходы, которые будут близки и интересны конкретной аудитории. Например, вместе со студентами факультета дизайна мы часто иллюстрируем прочитанное, а со студентами колледжа лингвистики переводим отрывки из произведений, чтобы посмотреть, как язык влияет на передачу мыслей автора. На одном из курсов я веду занятия по дисциплине «Детская литература», в рамках которой иногда предлагаю учащимся (будущим педагогам) самим написать сказки, чтобы лучше понять «механизмы» литературы и научиться доносить информацию в понятной для младшей аудитории форме.

Маслова_07.jpg

– Вы также участвуете в реализации проекта «Творческая мастерская». Чем ценна и важна эта инициатива?

– Когда я только начинала работать в учебном заведении, я вела «Творческую мастерскую», где студенты разных факультетов могли реализовывать свои таланты и делиться своими творческими успехами с публикой. Мы устраивали встречи, на которых ребята читали стихотворения и рассказы собственного сочинения, играли на гитаре, пели, объединялись для воплощения в жизнь совместных идей. Это был очень теплый и открытый формат, который всем нравился.

Недавно студентка первого курса колледжа издательского дела Даша Филиппова выступила с инициативой реализовать онлайн-версию «Творческой мастерской». Она создала такую площадку в социальных сетях, где учащиеся разных направлений МКИК могли бы не просто поделиться своими работами, но и получить конструктивную обратную связь от экспертов. Например, меня Даша пригласила принять участие в проекте в качестве специалиста в области литературы и журналистики. Мне это очень интересно не только как преподавателю, но и как автору.

Чем особенно ценен этот проект? На мой взгляд, для творческих людей очень важно не только публиковать свои произведения, но и получать здоровую критику. Умение прислушиваться к мнению опытных наставников, коллег или аудитории и правильно реагировать – это навык, на развитие которого нужно время. Обратная связь помогает авторам видеть свои сильные и слабые стороны, дорабатывать недочеты, если они имеются, учиться спокойно реагировать на критику. Всегда здорово, когда у тебя есть платформа для самореализации. И еще интереснее, на мой взгляд, когда ты на этой платформе не один.

Считаю, что поддержка любых творческих начинаний подрастающего поколения – это всегда очень ценно, важно и полезно. Творчество помогает нам раскрыться, облагораживает душу, вдохновляет, снимает нервное напряжение, придает смысл жизни.

Творчество может проявляться в чем угодно, не только в рисовании или написании текстов. Даже тарелки на полочке дома человек может расставлять с творческим подходом и увлеченностью, желанием создать красоту вокруг себя, а может превратить быт в рутину.

Маслова_08.jpg

– Что для Вас значит преподавательство? С чего начался Ваш путь в этом направлении?

– Совсем недавно, 8 апреля, я отмечала первую маленькую годовщину – год в преподавательстве. Хорошо помню, как проснулась в тот день и увидела приглашение к сотрудничеству от ректора того учебного заведения, в котором и сама училась несколько лет назад. В тот период я дописывала магистерскую диссертацию и подумала: «Почему бы нет?» Я очень скучала по вузу и иногда приезжала в гости проведать любимых преподавателей, участвовала в творческих встречах в качестве члена жюри, одним словом, не теряла связь. Однако сомнения у меня всё-таки были: одно дело прокомментировать несколько работ учащихся и совсем другое – проводить полноценные лекции. К тому же мне казалось, что мой голос недостаточно громкий для выступлений перед большой аудиторией. Несмотря ни на что, я решила попробовать. Подкупило и то, что ректор вуза очень верила в меня и всячески поддерживала.

Сначала я вела «Творческую мастерскую» раз в неделю. С участниками проекта мы обсуждали их творчество и произведения классиков литературы. Оказалось, что при увлеченном разговоре полтора часа пролетают как один миг, а мой голос при входе в аудиторию, где сидят искренне заинтересованные студенты, волшебным образом становится громким и четким.

Вскоре мне предложили вести не только мастерскую, но и полноценные дисциплины – литературу, основы журналистики и современные массмедиа. К тому времени я уже успешно защитила второй диплом и обладала достаточным багажом знаний для освещения курса. Так я связала свою жизнь с преподаванием, о чем ни разу не пожалела.

Сегодня для меня преподавание – это не только возможность делиться чем-то полезным с подрастающим поколением, но и творчество, выраженное в стремлении провести занятие интересно и эффективно.

Сейчас я сбилась со счета, сколько бессонных ночей я провела, придумывая интересные форматы лекций, взаимодействия с аудиторией, систематизируя огромные объемы информации, выделяя всё самое ценное и важное для каждого факультета. Это была очень большая и трудоемкая работа, которая, тем не менее, приносила мне огромное удовольствие.

И, конечно, преподавание – это колоссальная ответственность. Я глубоко убеждена в том, что личность педагога всегда влияет на то, как учащиеся относятся к его предмету в целом. Чтобы предмет любили и хотели изучать, интересоваться должны в первую очередь тобой – как личностью (кто ты, какие у тебя мысли, увлечения, жизненный путь), как наставником (почему тебя нужно уважать и прислушиваться к твоим советам), как экспертом в своей области (какие уникальные знания ты можешь предложить).

Безусловно, качественное преподавание требует много моральных сил, но всё это многократно окупается, особенно когда после лекции подходят студенты с горящими глазами и говорят: «Спасибо! У меня даже и мысли не было, что на это произведение можно смотреть с такой стороны». В такие моменты я испытываю настоящее счастье, думая о том, что труд педагога действительно очень благодарный.

К слову, я считаю себя строгим, но дружелюбным преподавателем, который всегда готов и обнять, и выслушать, и дать жизненный совет. Для меня важно, чтобы ребята чувствовали себя значимыми и любимыми. Преподавание – это ведь не только изучение новой темы или проверка контрольной работы, это еще и умение окружать подрастающее поколение заботой и поддержкой.

Маслова_01.jpg

– Что бы Вы пожелали подрастающему поколению?

–  Я бы пожелала студентам быть любопытными и жадными до знаний. Сейчас в обществе наблюдается своеобразная тенденция к «раннему душевному старению». Я иногда слышу от ребят фразы о том, что они уже много повидали, пережили и мало чему удивляются. Хочется верить, что они шутят (смеется).

Наш мир такой огромный, интересный и непредсказуемый, что и целой жизни не хватит, чтобы постигнуть все его тайны.

Важно помнить, что мы остаемся молодыми до тех пор, пока не боимся и не ленимся ежедневно открывать для себя что-то новое. И в этом смысле я бы пожелала не только подрастающему поколению, но и всем взрослым людям всегда оставаться любознательными детьми.

Виктория Гусакова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG