Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Наташа Черкашина: «Искусство любить мир»

О семейном творчестве, подводных выставках и путешествиях
22 Ноября 2021
Наташа Черкашина: «Искусство любить мир»

Наташа и Валера Черкашины – известные на международном уровне супруги-художники, работающие в паре уже почти 40 лет. Это два талантливых самобытных автора, которые гармонично дополняют и вдохновляют друг друга. В интервью Global Women Media Наташа Черкашина рассказала об особенностях такого семейного творчества, уникальности выбранного для работы стиля и о главных ценностях современного искусства.

t_профайл.jpg Наташа Черкашина
художник, фотограф, перформансист

Наташа Черкашина – мудрая женщина и невероятно интересный человек, общением с ней можно наслаждаться бесконечно. Это художник-путешественник, чутко подмечающий красоту и смыслы в малейших деталях и процессах, происходящих в мире.

Совместно Наташа и Валера Черкашины реализовали более 170 персональных выставок и провели более 270 арт-событий – акций, перформансов и хеппенингов. Работы супругов находятся в крупнейших музейных и корпоративных коллекциях США, России и других стран.

Наташа-Черкашина_04.jpg

– Наташа, Вы работаете в самых разных форматах, связанных и с фотографией, и с живописью, и с digital-технологиями. И, исходя из этого разнообразия, хочется спросить: что для Вас значит искусство?

– В современном мире художник – очень разноплановое понятие. Это не только тот человек, который использует в своей работе карандаш и лист или холст и масло. Сегодня перед художниками открыто огромное поле для реализации потенциала. Создание инсталляций, арт-объектов, перформансов – всё это искусство. И, как правило, творческим людям сложно ограничить себя каким-то единственным инструментом. Это, пожалуй, всё равно что предложить человеку выбрать из всех органов что-то одно, самое главное. Всё важно одинаково, и если у нас есть возможность использовать все «инструменты», то глупо от этого отказываться.

Наташа-Черкашина_07.jpg

Что такое искусство? Это серьезный и сложный вопрос, на который пытались найти ответ многие философы. Я же могу рассуждать больше со стороны практика, исходя из личного опыта. Для меня искусство – это способ замечать и запечатлевать интересные моменты в нашей жизни.

Мне кажется, что художники – это те самые люди, которые обладают способностью замечать прекрасное и показывать это окружающим, расширять границы для тех, кто видит мир в более узком формате.

Наташа-Черкашина_08.jpg

В современном скоростном мире многие люди настолько погружены в свои проблемы, заботы и дела, что порой забывают о том, насколько многогранен и удивителен окружающий нас мир. И я глубоко убеждена, что качественное произведение искусства независимо от того, какой формат и какие инструменты выбрал автор, может затронуть самые тонкие струны человеческой души, привлечь внимание к важным темам, научить замечать красоту вокруг.

Наташа-Черкашина_09.jpg

– Сегодня базой для Вашего творчества является фотография. Что Вы считаете самым интересным в этом виде искусства?

– Да, действительно, большую часть своей творческой жизни мы работаем с фотоизображениями. Интересно, что для нас, в отличие от фотографов, снимки представляют собой не конечный результат деятельности, а, наоборот, отправную точку, с которой начинается художественный процесс. Валера даже всегда переживает, что фотографии могут получиться слишком хорошими, и тогда в них нечего будет менять. Поэтому особенно ценными для нас являются «неидеальные» снимки, имеющие какие-либо несовершенства с точки зрения света, четкости или композиции. Именно благодаря этому рождается пространство для творчества. Мы можем что-то убрать, дорисовать, докрасить, дополнить изображение другими элементами.

Наташа-Черкашина_12.jpg

Долгое время наша работа с фотографиями представляла собой исключительно ручной труд. Так продолжалось до тех пор, пока в 1999 г. мы не оказались с лекцией в Школе визуального искусства в Нью-Йорке. После занятия к нам подошел директор, который был поражен, что в своем творчестве мы не используем компьютер, значительно упрощающий и ускоряющий многие процессы. В тот же день он выделил специально для нас компьютерный зал и инструктора, чтобы тот помог нам освоить программы по цифровой обработке изображений. Уже через несколько дней мы смогли создать свои первые работы, выполненные с помощью компьютера. Оказалось, это действительно очень удобно и интересно.

Наташа-Черкашина_17.jpg

– Каким темам Вы чаще всего уделяете внимание?

– Мы неспроста выбрали фотографию. Дело в том, что нас как современных художников особенно интересует всё, что происходит здесь и сейчас. Фотография – инструмент, позволяющий зафиксировать настоящий момент времени. Над какими темами мы бы ни работали, для нас всегда было важно отразить современность. И даже если в наших работах встречались фотографии из прошлого, то чаще всего они использовались для того, чтобы показать разницу между людьми или событиями «тогда» и «сейчас».

Тем не менее в нашем творчестве есть один период, который «выбился» из общей линейки. В 2013 г. мы с Валерой осознанно решили отойти от дел и устроить перерыв. Тогда в обществе ощущался определенный кризис, была достаточно тяжелая атмосфера, вероятно, связанная с политической, экономической обстановкой и другими разного рода факторами. Как художники, работающие с темой настоящего, чутко чувствующие мир, мы стали создавать мощные, эмоциональные, но страшные работы, которые пугали нас самих. Нам совершенно не хотелось углубляться в эти темы, поэтому мы остановили свой творческий поток.

Наташа-Черкашина_18.jpg

Как любым художникам, нам было бы сложно ничего не делать. Душа требовала действий. Так за 4 года нашего творческого перерыва мы оформили в книги наши предыдущие проекты. Это была важная работа, чтобы систематизировать деятельность и увидеть взаимосвязи.

Интересно, что сегодня наш мир вновь переживает непростые времена. Однако и у меня, и у Валеры совершенно нет ощущения хаоса, страха или грусти. Напротив, многие наши абстрактные работы ассоциируются с чем-то светлым, легким и космическим. Думаю, это хороший знак, ведь не зря многие эксперты утверждают, что художники обладают особой интуицией, способностью чувствовать мир и «прогнозировать» будущее.

Наташа-Черкашина_19.jpg

Еще в период нашего «послеперерывного» творчества мы увлеклись темой спорта в искусстве. Например, среди наших работ появились произведения, созданные с помощью теннисных или футбольных мячей, боксерских перчаток. Получились игра, превращенная в искусство, и искусство, превращенное в игру.

Для нас творчество всегда было и остается живым процессом, требующим движения. Мы часто делаем на открытиях выставок перформансы, в рамках которых предлагаем всем желающим принять участие в создании произведения: приносим краски, показываем принцип выполнения техники. В пространстве сразу рождается праздничная атмосфера. Я вижу, что людям нравится заниматься творчеством, и я счастлива разделять эти чувства вместе с ними.

Наташа-Черкашина_20.jpg

– Вы очень позитивный человек, и это сразу ощущается, от Вас исходит потрясающая энергия.

– Мы с Валерой всегда стараемся быть позитивными. Я уверена, что на самом деле человек всегда видит именно то, что он ожидает увидеть. Из этого и состоит наш мир. Так или иначе, все люди хотят одного – счастья, но хотеть мало, нужно его создавать, и тогда мы обязательно его увидим.

Я заметила, что люди часто чем-то недовольны, обеспокоены тем, что им чего-то не хватает. И мало кто оглядывается по сторонам и анализирует то, что уже имеет.

Мне кажется, умение ценить – одно из важных качеств человека, приносящее истинное счастье. Это, подобно искусству, история про способность замечать ценное в мелочах.

Наташа-Черкашина_21.jpg

На мой взгляд, очень важно находиться в постоянном состоянии благодарности – благодарить мир за то, что наступил новый день, за то, что у нас есть крыша над головой, за дождь и солнце на улице, за успехи и даже неудачи, которые делают нас сильнее. Наша жизнь прекрасна, это ли не повод для радости? Когда мы не требуем, а благодарим, мы начинаем смотреть на мир по-другому, он становится светлее и интереснее.

Интересно, что многому меня учит наш сын. Когда ему было всего 15 лет, он произнес фразу, которая стала для нас с Валерой «путеводной». Мы тогда пришли домой и обсуждали какие-то проблемы. Сын услышал это и сказал, что в мире не существует проблем, есть только задачи, которые нужно решить. С тех пор вся наша семья живет по такому принципу.

Наташа-Черкашина_22.jpg

– Вы с особенно большой теплотой и трепетом говорите на две темы – о фотографии и о своем супруге. В чем ценность работы в паре? Как распределяются роли при реализации проектов?

– Первое и главное, что необходимо для совместного творчества, – это полное отсутствие конкуренции. И, к счастью, у нас ее никогда не было.

Так получилось, что мы встретились, когда Валера уже был художником, а я даже не представляла себя в этой роли. Однако я всегда питала большой интерес к творчеству. Мой папа был архитектором, у нас дома на книжных полках стояло много альбомов по искусству, и мне они очень нравились. Тем не менее творчество было не единственным моим увлечением, и свою профессиональную деятельность я связала с совершенно другим направлением. В школе я очень любила точные науки, поэтому получила образование по специальности учителя физики с возможностью преподавания на английском языке. И нужно сказать, что знание языка мне очень пригодилось впоследствии во время наших путешествий, а точные науки помогли быстрее овладеть цифровыми технологиями в творчестве.

Наташа-Черкашина_23.jpg

Так что при встрече с Валерой «физик» и «лирик» в моей душе соединились воедино, сложилась полноценная картина. Сначала мне было интересно наблюдать за тем, что делает супруг, а потом он начал вовлекать меня в творческие процессы. Со временем мы стали работать вместе, и я была уже не просто помощником, а полноценным участником с правом голоса и своими идеями.

У нас никогда не было конкуренции, потому что мы сошлись не как два художника, а я гармонично влилась в поток.

Творчество в паре или в коллективе – это процесс, который дарит непередаваемые ощущения и рождает уникальные идеи. Главное правило здесь только одно: художники должны не противостоять друг другу, а плыть в одном потоке.

Наташа-Черкашина_24.jpg

– Вместе с Валерой Вы реализовали огромное количество проектов в разных странах. Какие из них являются сегодня для Вас наиболее значимыми?

– У нас было много больших и ярких проектов, каждый из них дорог нам по-своему. И всё же могу назвать, пожалуй, два события, которые до сих пор находят самый яркий отклик в душе.

В 1999 г. мы представили во Всемирном банке в Вашингтоне проект, посвященный уходу с рынка красивых банкнот европейской валюты. Еще за несколько лет до этого мы сделали несколько серий с «любимыми портретами» с банкнот разных народов мира.

Нам пришла в голову идея показать ценность денег не со стороны их номинала, а со стороны эстетики. Тем более в то время во многих странах мира банкноты менялись, становились более формальными и тусклыми. Нам хотелось сохранить уходящую красоту.

Наташа-Черкашина_25.jpg

Нашу идею активно поддержал Европейский союз, который уже долго находился в поиске ярких культурных международных проектов, способных объединить страны. Художники со всего мира предлагали разные варианты, но большинство из них затрагивали темы, актуальные только для северной или южной части Европы. Мы же смогли предложить тему, которая была важна и интересна для всех стран, входящих в Европейский союз.

Проект длился полгода и сохранил популярность даже после своего завершения. Всемирный банк приобрел 16 работ в свою коллекцию, открыв постоянную экспозицию в фойе здания. Это была большая история, которой мы действительно гордимся.

Наташа-Черкашина_26.jpg

Второй проект подобного масштаба был начат в 2005 г. и получил название «Глобальный андеграунд». Еще в 1990-х годах мы увлеклись темой метрополитена, провели в российской «подземке» много перформансов и акций. Спустя годы нам захотелось расширить и трансформировать наши идеи. Мы уже посетили 24 страны, где сделали фото и видео на разных станциях метро, а затем создали панорамные цифровые работы. Проект еще в процессе развития.

На первый взгляд может показаться, что метро – это достаточно скучное пространство, ограниченное стенами и рельсами. Однако на самом деле именно метрополитен может многое рассказать о стране, о ее жителях. Поэтому для нас было важно с помощью своих работ передать не точность обстановки, а атмосферу. Это было невероятно интересно.

Наташа-Черкашина_27.jpg

– Вы много работаете с темой культуры разных стран. Что считаете самым интересным в этой деятельности?

– Погружение в другую культуру, непохожую на ту, в которой мы родились и выросли, всегда нас чему-то учит. Мы с Валерой очень любим смотреть на то, как живут люди в разных странах, как общаются между собой, как относятся к своим детям, друзьям, коллегам, что для них важно и ценно. Иногда поведение других народов может нас удивлять, но в то же время мы можем открывать для себя совершенно новые подходы, взгляды на жизнь, которые нам в силу менталитета просто не пришли бы в голову.

Мир прекрасен тем, что он безграничен и в то же время многогранен. Когда мы путешествуем, мы расширяем свое сознание. Узнавая что-то новое о других людях и странах, мы начинаем больше узнавать о себе самих.

И, конечно, путешествия всегда дарят потрясающие эмоции, впечатления и вдохновение. Когда мы с Валерой первый раз приехали в Америку, мы находились в полном восторге, настолько всё было ярким, новым, завораживающим. Тогда мы начали делать хеппенинги, художественные акции, которые представляли собой реакцию на ситуацию. Например, вдохновившись Тихим океаном, мы захотели непременно оставить ему что-нибудь на память о нас и подарили одну из наших фотографий. Со стороны это могло показаться ерундой, но мы испытывали невероятный восторг.

Наташа-Черкашина_28.jpg

Позже нам в голову пришла мысль не «дарить» картинки, а «купать» их, оставляя след. Так наши работы побывали в Атлантическом океане, в фонтанах разных городов и стран. Когда мы пришли на стадион «Олимпия» в Берлине, чтобы «искупать» картинку, мы были настолько поражены красотой и величественностью постройки, что решили организовать целую выставку и непременно сделать это под водой.

Проект был посвящен объединению Германии, он включал две темы: современные люди Германии и ее историческая архитектура. Сначала работы висели в воздухе, потом были опущены под воду. Зрители на открытии плавали и ныряли, а мы давали интервью под водой. Это была наша первая подводная выставка, идея которой родилась именно благодаря путешествию.

Наташа-Черкашина_29.jpg

– Почему для своего творчества Вы выбрали такие неординарные, креативные и, можно сказать, сверхсовременные форматы? Они были для Вас ближе, чем классические подходы?

– Вероятно, это тоже заслуга Валеры (смеется). Он не учился в художественном вузе в качестве студента, но устроился туда на работу и, пользуясь возможностью, всегда ходил на занятия к тем мастерам, которые ему особенно нравились. Параллельно он учился в студии, где преподавал современный мастер русского авангарда. Позже, в Санкт-Петербурге, он попал в группу Владимира Стерлигова. Однако Валере никогда не нравилось просто повторять за кем-то, копировать существующие техники. Он был уверен, что искусство должно двигаться вперед вместе с быстроменяющимся миром. Поэтому он брал полезные знания и базу у мастеров, касался принципов той или иной школы, но всегда искал собственные пути их развития и воплощения задумки.

Так получилось и с фотографией. Нам всегда нравилось искать новые грани в творчестве, находить оригинальные методы работы с изображением. Точное повторение, копирование чего-то, даже очень красивого и талантливого, не является сутью искусства.

Творческий процесс – это постоянное движение вперед, эксперименты и открытия. И современное искусство, его форматы и методы открывают огромные возможности для такой деятельности.

Современное искусство очень интересно, хотя его форматы иногда вызывают противоречивые эмоции и пока еще понятны не всем. Нам всегда было комфортно работать с музеями в Америке, потому что они с удовольствием выкупают необычные произведения и сотрудничают с авторами тех проектов, которых еще никогда раньше не видели. С галереями в этом плане взаимодействовать бывает сложнее, они придерживаются более строгих рамок. Хотя, на мой взгляд, сейчас культурное пространство становится всё более открытым и лояльным.

Наташа-Черкашина_30.jpg

– Современное искусство действительно часто бывает непонятным обывателю. Как Вы считаете, нуждается ли оно в авторском объяснении идеи? Или же, напротив, его уникальность заключается в разноплановой интерпретации?

– Главная ценность и уникальность современного искусства в том, что оно современно. И в этом плане не имеет значения, как люди к нему относятся, нравится ли оно им. Факт остается фактом – современное искусство отражает современный мир, состояние общества на текущий момент времени.

Лично мне особенно нравится то, что сегодня художники имеют возможность использовать в своем творчестве новые технологии. Такой подход близок не всем. Кто-то воспринимает искусство только в классических его проявлениях. Однако, на мой взгляд, зачастую так происходит из-за того, что человек просто не пытается расширить рамки своего восприятия, подхватить эту новую волну.

Чтобы понять искусство любого времени, человек должен его почувствовать.

Если сегодня молодежь использует именно такие форматы и говорит через творчество именно на такие темы, значит, это почему-то интересно подрастающему поколению. Нам, старшим, выросшим в другое время людям, это может казаться странным, непонятным, но мы должны попытаться почувствовать, понять наших детей. И тогда современное искусство откроется для нас с другой стороны.

Новые технологии, социальные сети формируют особое пространство, которое непременно влияет на людей, попадающих в него. Это и есть реальность наших детей – они воспитываются и растут в таких условиях современного мира. Технологии сегодня развиваются настолько быстро, что мы, старшее поколение, не успеваем угнаться за трендами. Эту ситуацию можно сравнить с путешествием на другой континент, где живут люди совершенно другой культуры. Мы можем много знать об их истории, традициях и обычаях, но некоторые тонкие моменты – шутки, метафоры, сленг – будут нам не всегда понятны. Это не значит, что их культура плоха. Напротив, это значит, что мы можем многому друг у друга научиться.

Нуждается ли творчество современных авторов в декодировании? На мой взгляд, сейчас идет процесс сращения концептуализма с визуальным искусством. Если еще несколько десятилетий назад можно было посмотреть на произведение и однозначно понять идею, то сейчас это сделать сложнее. В концептуализме не так важно изображение, как заложенные в него на разных уровнях смыслы. И многие авторы сами принимают решение, хотят ли они дополнить произведение текстовой аннотацией с объяснением идеи или предлагают зрителю самому найти ответ. Лично мне нравится, когда и идея, и произведение работают в совокупности.

Наташа-Черкашина_31.jpg

– Как бы Вы сегодня сформулировали свои принципы и социальную миссию как художник?

– Мы редко беремся за коммерческие проекты, но даже если работа создается на заказ, то обязательным условием является наш искренний интерес к теме. Творчество, искусство – это то, что обязательно должно идти от души и от сердца. Иначе работа просто не будет иметь никакой ценности.

И, напротив, когда мы создаем что-то не для себя, а для кого-то, но делаем это от души, в процессе творчества всегда рождаются новые интересные идеи.

Однажды Валера делал подарок для нашей знакомой художницы Марины Герцовской. Это было изображение с несколькими окнами, и супругу показалось, что оставить всё «как есть» было бы слишком скучно. Он подумал, что Марина бы оценила оригинальный подход, и вырезал несколько окон. Рядом лежала газета, изображения из которой Валера разместил в качестве подложки. С тех пор мы стали использовать технику коллажа.

Искусство – удивительная вещь. Чем больше отдает художник, тем больше он получает взамен.

Что касается социальной миссии, то я искренне верю, что искусство – это душа общества. Поэтому мне бы хотелось, чтобы наше творчество дарило людям радость, ощущение чего-то светлого и доброго.

Искусство можно сравнить с зеркалом. Человек видит в нем то, чем «напитаны» его внутренний мир, разум и сознание, и в этом смысле произведения являются нашим отражением. Вместе с тем искусство и есть то, что нас «питает», наполняет и формирует.

Наташа-Черкашина_32.jpg

– Что бы Вы пожелали людям всего мира?

– Любить! Любить всё, что нас окружает. Начать можно с малого – с любви к самим себе. Когда мы принимаем и понимаем себя, нам становится гораздо интереснее жить и творить.

фотографии из личного архива Наташи и Валеры Черкашиных

Марина Волынкина, Виктория Гусакова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG