Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

«Рассказать о России через искусство всему миру»

Анна В Медлева о культурных проектах, вошедших в историю
20 Сентября 2021
«Рассказать о России через искусство всему миру»

Анну В Медлеву, без преувеличения, можно назвать легендарным человеком. Ее имя вошло в список тех единичных профессионалов, которые стояли у истоков зарождения и развития дизайна в России в 90-е годы. Как архитектор Анна занималась проектированием крупных зданий и площадок, имеющих культурную и эстетическую ценность. В рамках выставочной деятельности как коллекционер и художник в самом широком смысле слова она реализовала ряд уникальных международных проектов.

Анна-В-Медлева_0T.jpg Анна В Медлева
архитектор, дизайнер, куратор международных культурных проектов и выставок, лауреат и дипломант конкурсов в архитектуре и дизайне

Первое образование Анна В Медлева получила в Московском архитектурном институте (МАРХИ) на кафедре реконструкции и реставрации, второе – на итальянском отделении в Институте иностранных языков имени Мориса Тореза, затем училась в Миланском политехническом институте (Politecnico di Milano). И по сей день Италия является для Анны страной вдохновения и невероятных впечатлений, бесконечного творчества и любви.

В профессиональном сообществе Анна известна своими смелыми решениями и экспериментальными ходами. Позже Анне довелось поработать и в сфере большой архитектуры, принимая участие в проектировании гостиницы «Москва», разработке парковых зон в Минске, создании авторского конноспортивного комплекса на Новой Риге, известного среди конников и туристов, а также в проектировании других не менее масштабных и значимых объектов.

Анна-В-Медлева_02.jpg

Параллельно профессиональной деятельности Анна увлеклась выставочным процессом. В конце 90-х годов она провела свою первую европейскую выставку в Милане, продемонстрировав за границей уникальный 3D-фильм с изображением интерьера квартиры, включавшего коллекцию предметов декора и мебели, разработанную лично ею. В 2000 г. творческий коллектив студии показал в Италии в том числе и реальные образцы из этой коллекции. Как говорит Анна, ей всегда хотелось разрушить существующие в мире стереотипы о том, что Россия – это «медведи, бродящие по улицам», «необразованность» и «дремучесть».

Студия Анны В Медлевой стала первой, сумевшей показать в Милане выставку российского дизайна, разрушая мифы о том, что в России дизайна нет. Можно сказать, что сама Анна стала первопроходцем, или первым русским «космонавтом» первого русского «корабля» на международной орбите дизайна в 1999 г. в день, когда открытие Миланского салона совпало с Днем космонавтики.

Сегодня Анна продолжает реализовывать проекты в разных областях, работать как архитектор, дизайнер и художник. В интервью Global Women Media она рассказала о самых значимых для нее инициативах, поделилась мнением о том, какими будут дизайн и архитектура будущего, а также о том, как искусство и культурные проекты могут изменить жизнь общества. Помимо своего большого профессионализма и невероятной многогранности Анна восхищает глубиной рассуждений и мудростью. Общение с ней – это потрясающий опыт, которым журналисты Global Women Media просто не могли не поделиться.

Анна-В-Медлева_03.jpg

– Анна, с чего началась Ваша любовь к архитектуре?

– Мои родители архитекторы. И хотя, конечно, это повлияло на мое решение при выборе профессии, моя истинная любовь к архитектуре родилась тогда, когда я приехала в Москву и увидела дом Мельникова в Кривоколенном переулке. Еще будучи студенткой, я часто приходила туда, прислонялась к забору, восхищалась постройкой, видела, что внутри кто-то живет, но всегда очень боялась позвонить в дверь. Дом был для меня воплощением какой-то невероятной магии. Уже тогда я понимала, насколько гениальным был человек, создавший его, насколько его мысли и идеи опережали свое время. И мне очень хотелось научиться так же. Именно поэтому свой первый выставочный проект в области архитектуры я решила посвятить Константину Степановичу Мельникову.

Это было судьбоносное решение, которое повлекло за собой череду «случайных неслучайностей». Тогда я поняла, что если мы делаем то, что должны делать, то обязательно находятся нужные люди и возможности.

В тот день, когда я приняла решение создать проект, связанный с домом Мельникова, я стала обзванивать всех своих друзей из сферы культуры, пытаясь найти связи для выхода на владельцев объекта. Мне хотелось попасть на территорию с фотографом и сделать серию красивых архитектурных снимков. В тот же день одна моя знакомая, работавшая на радио «Культура», помогла мне найти телефон Екатерины Викторовны Каринской, внучки Константина Степановича. Однако меня сразу предупредили, что хозяйка никого у себя не принимает и договориться с ней вряд ли получится.

И дальше произошло удивительное. Я набрала номер, дождалась ответа, рассказала о том, кто я и почему мне так интересен дом, и в ответ услышала то, чего никто не ожидал, – меня пригласили прийти прямо сейчас. В тот момент в гостях у Екатерины Викторовны был фотограф Алексей Конин из Санкт-Петербурга, который сделал потрясающие снимки дома Мельникова. И, конечно, я бросила все запланированные встречи, для того чтобы исполнить свою мечту.

После этой встречи Алексей сфотографировал все остальные девять построек Константина Степановича. Екатерина Викторовна нашла дома чертежи и эскизы, разработанные ее дедушкой. Так у нас родился уникальный выставочный проект, ставший первой частью большой трилогии о прошлом, настоящем и будущем архитектуры.

Анна-В-Медлева_04.jpg

– Символом прошлого в проекте стала архитектура Константина Мельникова. А что символизировало настоящее и будущее?

– Проект создавался в 2012–2013 гг., тогда в Москве появлялось много новых застроек. Так что с архитектурой настоящего времени всё было достаточно очевидно. С будущим же, как и с прошлым, получилась интересная история, основанная на удивительном стечении обстоятельств.

Будущее всегда связано с молодежью, подрастающим поколением. И в моем проекте мне хотелось обратить внимание на молодых специалистов, показать их свежий взгляд на архитектуру. Тогда я решила создать и провести архитектурный конкурс имени Константина Степановича Мельникова. Так как у меня не было опыта в подобном направлении, поздно ночью я написала письмо своему знакомому Барту Голдхоорну, главному редактору журнала «Проект Россия». Он ответил рано утром, сообщив, что уже несколько лет они с Сергеем Гордеевым, нынешним владельцем «ПИК», проводят конкурс, в рамках которого вручают премию молодым архитекторам. Барт сказал, что они провели два подобных события и не знали, как оригинально подать третье, и предложил мне присоединиться. Уже на следующий день он прибыл из Нидерландов в Россию, а еще через день мы вместе придумывали задание первого тура, сидя у меня на кухне.

Мы предложили молодым специалистам спроектировать автобусную остановку для выделенной скоростной линии автобусов. Это малый, но социально значимый объект, в котором сливаются воедино дизайн и архитектура.

На конкурс подали заявки больше 200 кандидатов. Из их работ мы отобрали 20 лучших проектов и устроили выставку в Милане. Нам хотелось показать всему миру силу российской архитектурной школы. Четыре финалиста отправились в Италию вместе с нами, там они лично встретились с членами жюри, европейскими архитекторами и дизайнерами. И для них, и для нас это был очень ценный и интересный опыт.

Второй тур конкурса прошел в Москве. Девушка-архитектор, одержавшая победу, выиграла премию в 10 тысяч долларов. Я видела счастье в ее глазах, и мне хотелось делать для подрастающего поколения специалистов что-то еще большее и интересное.

С тех пор я стала уделять много внимания созданию и организации конкурсов, сотрудничала с крупными организациями, привлекала инвесторов. Благодаря тем конкурсам, которые я организовывала, в том числе по просьбе заказчиков, компании находили себе молодых талантливых сотрудников, а сами молодые специалисты получали возможность пополнить портфолио, расширить профессиональные контакты и поработать над реальными проектами.

Анна-В-Медлева_05.jpg

– Какими Вы видите дизайн и архитектуру будущего? Какие тренды нас ждут через 5–10 лет?

– Мода и тренды – это достаточно зыбкие понятия. Во-первых, мода циклична, она всегда возвращается. Во-вторых, она надумана людьми – мы сами определяем критерии, по которым относим или не относим что-то к категории трендов. Для меня быть модным – значит иметь хороший вкус, уметь подавать свою индивидуальность. Можно с ног до головы одеться в брендовые вещи, но при этом выглядеть абсолютно нелепо и некрасиво. И с архитектурой то же самое. Интерьер – это индивидуальность.

Если говорить про конкретные тенденции в дизайне интерьера, то я вижу два основных пути. Первый связан со стремительным развитием технологий. Многие люди уже начинают минимизировать объем материальных носителей информации, ведь всё что угодно сегодня можно найти и сохранить в гаджетах и на облачных серверах. Это ведет к тому, что из интерьеров исчезают громадные шкафы, книжные полки, набирают популярность «умные» дома с достаточно аскетичным дизайном.

Думаю, уже через несколько лет человек сможет не только включать свет хлопком в ладоши или с помощью звуковой команды, но и готовить ужин, нажав на кнопку в телефоне, пока едет домой с работы. Вероятно, практически вся мебель будет автоматизирована, а ее дизайн – минимизирован и упрощен. Интерьер будет адаптирован к тому, чтобы роботу-пылесосу было удобнее делать уборку, а шкафам – открываться по нажатию кнопки. Для этого нужны гладкие и ровные поверхности.

Будущее уже пришло, новые технологии находятся среди нас. Со временем они будут развиваться и становиться более доступными. Как когда-то сотовая связь, используемая лишь избранным, сегодня применяется абсолютно всеми.

Вместе с тем я больше чем уверена, что в дизайне интерьера останется популярной и другая тенденция, связанная с персонализацией и индивидуализацией. Человек – это уникальное существо. Двух одинаковых людей на планете найти невозможно, даже близнецы отличаются друг от друга характером, привычками, увлечениями, взглядами на мир. И поэтому в дизайне и архитектуре всегда будет жить тенденция к индивидуализации жилья.

На фоне компьютеризации, автоматизации будет еще больше цениться всё то, что создается человеческими руками. Люди начнут более трепетно относиться к произведениям искусства и хэндмейду.

Вместе с тем важно не забывать о том, что человек – не просто тело с его привычками и потребностями, но и душа. Это очень тонкая субстанция, которая непременно будет требовать того, чтобы ее окружали «душевные» вещи. Для нас всегда останутся важными те предметы, которые нам приятны, которые греют своим присутствием, создают атмосферу и настроение. Такие вещи позволяют человеку оставаться человеком даже в век высоких технологий.

Анна-В-Медлева_06.jpg

– Большое значение для Вас имеет выставочная деятельность. Какой проект стал для Вас самым ярким и запоминающимся?

– Большое значение для меня имеет проект, который длится уже много лет. Эта история началась в 90-х годах, когда мы с моим теперь уже бывшим супругом ездили в Милан. В мастерской у друзей мы заметили коллекцию потрясающих фарфоровых тарелок. Когда мы узнали о концепции проекта, в рамках которого они были созданы, были восхищены еще больше.

Миланский дизайнер Просперо Разуло в 1994 г., когда мир переживал техническую революцию, а люди были поражены возможностями новых средств коммуникации, решил воплотить художественный проект, приурочив его к периоду создания и популяризации факса. Художник обзвонил 150 своих друзей из разных городов и стран, среди которых были известные музыканты, оперные певцы, коллекционеры, дизайнеры и стилисты – люди, которые ценили и умели создавать красоту, и попросил их прислать по факсу эскизы для росписи тарелок. В ответ Просперо Разуло получил больше сотни изображений, которые он перевел в векторную графику и выпустил коллекцию этих рисунков на фарфоре, нанеся их с помощью метода шелкографии, используя кобальт. Так возникла уникальная коллекция тарелок, посвященная созданию факса.

Открывая выставку, дизайнер решил подчеркнуть мысль о том, что новые технологии не только позволили передавать информацию из удаленных точек, но и значительно ускорили все процессы в жизни людей. Поэтому выставку было решено проводить всего одну ночь.

Каково же было удивление организаторов, когда через несколько дней они поняли, что не спали уже трое суток! Выставка получила такую большую популярность, что поток людей, стремившихся ее посетить, не прекращался.

Компания, которая участвовала в производстве знаменитых тарелок, решила повторить успех и выпустила лимитированный тираж 40 самых популярных изображений. Именно их мы и увидели в мастерской у наших друзей.

Мы вернулись домой в Россию, но нас не покидали мысли об истории с тарелками, настолько большое впечатление она произвела на нас. Тогда мы решили выкупить эти 40 тарелок коллекции. Позвонив другу в Милан, мы узнали, что в наличии остались только 3 тарелки, а остальные были распроданы в разные страны мира. И всё же после долгих поисков и переговоров нам удалось собрать все 40 экземпляров.

Мне очень хотелось делиться этой удивительной историей с окружающими, показывать дизайн и изображения, созданные теми людьми, от упоминания имен которых у меня самой мурашки бежали по коже. Поэтому сначала мы провели выставку в нашей мастерской на Арбате, а затем отвезли коллекцию вместе с другими уникальными предметами итальянского дизайна в Казань и Санкт-Петербург. Однако мне и этого было мало. Почти 20 лет я вынашивала идею о том, как можно развить и масштабировать проект, дать ему «второе дыхание».

В 2016 г. мне в голову пришла мысль посвятить выставку столетнему юбилею Октябрьской революции 1917 г., создав новую коллекцию тарелок. Главная проблема заключалась в поиске партнеров. Производство трехцветной деколи стоило сумасшедших денег, но сам процесс был очень увлекательным и волшебным. К счастью, своим энтузиазмом я смогла заинтересовать многих единомышленников, показав им ценность и уникальность проекта.

Большую поддержку мы нашли со стороны директора по креативным проектам «Императорского завода». Кирилл Борисович лично встретил меня на вокзале в Санкт-Петербурге, провел экскурсию по производству и, посмотрев на образцы тарелок, которые я привезла с собой, выразил желание сотрудничать. Его поддержала и директор завода Татьяна Александровна. Так мне были переданы 500 экземпляров «белья» Императорского фарфорового завода.

Позже к нам присоединилась известная швейцарско-испанская компания ROCA group, занимающаяся искусством создания ванных комнат. С этой компанией работают самые известные мировые дизайнеры. Вместе мы создали лимитированную коллекцию из 100 тарелок. Я связалась с Просперо Разуло, подключила Ольгу Страду, тогда она была директором Института итальянской культуры в Москве, и нам удалось собрать 50 итальянских и 50 российских художников. Выставка состоялась в Москве и получила большой положительный отклик от аудитории.

Я была счастлива, но и этого мне показалось мало. Ведь XX век был ознаменован не только революцией – он был насыщен множеством событий, которые буквально перевернули мировое устройство с ног на голову.

В XX веке произошло много событий в науке, медицине, политике, социальной жизни, которые повлияли на формирование мировоззрения у людей, сделали из нас тех, кем мы стали. И я поняла, что хочу написать искреннюю летопись прошедшего столетия, но не словами, а творчеством. Текст можно подделать, а искусство – никогда, потому что оно основано на чувствах, эмоциональном восприятии. Идея проекта очень понравилась многим моим друзьям и знакомым, желающих принять в нем участие становилось всё больше. Вместе мы создали еще одну уникальную коллекцию фарфоровых тарелок с тематическими изображениями.

Символично 20 февраля 2020 г. в Музее революции в помещении Английского клуба мы открыли выставку, посвященную XX веку. Государственная комиссия музея признала нашу коллекцию историко-культурной ценностью Российской Федерации. Я получила благодарственное письмо и подарила Фонду «Керамика и стекло» 19 тарелок, которые наравне с тарелками известного художника Сергея Чухонина представлены на обозрение посетителям и участвуют в тематических экспозициях музея.

Сейчас мы готовим третью часть проекта. Она также будет посвящена XX и XXI векам. Мы готовим нечто очень эмоциональное и необычное. Проект включит перформанс и иммерсионное шоу.

Анна-В-Медлева_07.jpg

– Вы очень многогранный человек, из общения с Вами возникает вопрос: на Ваш взгляд, насколько тесно переплетаются такие профессии, как дизайнер, архитектор и художник? Могут ли эти специалисты выбрать для себя только одно узкое направление?

– В первую очередь важно понимать, что интерьерный дизайн и архитектура настолько связаны между собой, что отделить одно от другого невозможно. Если мы обратимся к творчеству таких талантливых архитекторов, как Ле Корбюзье, Рикардо Легоррета, Майкл Грэйвс или Заха Хадид, то увидим, насколько продуманы могут быть все детали пространства – настолько, что создавать дополнительно дизайн интерьера просто нет необходимости.

И, напротив, в плохой архитектуре исправить ситуацию можно только хорошим дизайном, если повезет. Интерьер способен наполнить пространство жизнью и светом. Однако в идеале важна командная работа, обеспечивающая плавное перетекание из интерьера в экстерьер и обратно.

Для меня дизайн и архитектура однозначно взаимосвязаны. Порядка 25 лет назад я принимала участие в создании Школы дизайна «Детали». И уже тогда в процессе разработки концепции проекта мы с другими членами команды говорили о том, что в первую очередь у специалистов необходимо формировать пространственное мышление, понимание композиции, законов колористки. Всё это – основа архитектурного образования, которая в не меньшей степени важна для дизайнеров.

Обстоятельства сложились таким образом, что сейчас я вновь возвращаюсь в качестве преподавателя в Школу «Детали», чему я очень рада. И мы вновь говорим о том, как важно соединить архитектуру и дизайн. На этом синтезе будет основан целый отдельный курс школы, в котором я приму непосредственное участие.

Когда специалист владеет архитектурными инструментами, он способен развиваться не только в интерьерном, но и промышленном дизайне. Человек хорошо знаком с материалами, знает, из чего состоит окружающее его пространство, по каким законам оно «работает». И тогда ему становится просто придумать любой предмет – будь то стол, стул или что угодно. Чем сложнее объект, тем больше специалисту необходимо углубляться в смежные сферы. Однако основа всегда будет оставаться одна и та же.

Универсальность образования заключается в том, что оно позволяет человеку создавать самые разные вещи с помощью творческого мышления. Не зря из стен МАРХИ вышло большое количество не только хороших архитекторов, но и талантливых художников, музыкантов, поэтов, модельеров, театральных художников-кинематографистов и режиссеров.

Архитектура – это синтез науки и искусства, объединение огромного количества направлений. И именно такая синергия позволяет человеку широко мыслить и творить.

Анна-В-Медлева_08.jpg

– Какой проект сегодня для Вас является наиболее значимым?

– Это проект, не связанный с архитектурой, но очень важный для меня. Некоторое время назад мне пришлось столкнуться с онкологией. Это оказалось для меня большим ударом и потрясением, потому что я всегда считала себя самым здоровым человеком на свете. Тем не менее это был вызов, который мне предстояло преодолеть.

Тогда в больнице у меня родилась идея проекта, который продолжает развиваться по сей день. Он называется «Свет в темноте» и призван показать жизнь и красоту людей, столкнувшихся с онкологическими заболеваниями. Проект включает фотовыставки, просветительские встречи и арт-ивенты, а также образовательную платформу – сайт с полезной информацией, инструментами и психологической поддержкой.

К большому сожалению, в обществе до сих пор недостаточно освещены вопросы, связанные с онкологическими заболеваниями. Существуют некоторое неприятие, уход от проблемы, нежелание понимать те сложности, с которыми сталкиваются заболевшие. Как показывают исследования, огромное количество людей до сих пор считают, что онкология заразна, не меньше при этом думают, что онкология – рок судьбы, поэтому от онкобольных стоит держаться подальше. И это людская дремучесть, от которой становится страшно.

Для того чтобы изменить ситуацию, нам необходимо воспитывать в обществе определенную культуру, больше открыто рассказывать о существующих проблемах, а не замалчивать их. И тогда общество выйдет на новый уровень развития. Большинство людей поймут, что лысая женщина – это не всегда проявление протеста или эпатаж, а красота не заключается в наличии волос.

Человек – необыкновенно красивое существо. В нем сосредоточен целый мир, и в каждом из нас он проявляется по-разному.

О такой красоте мне хотелось говорить через проект «Свет в темноте». Люди, пережившие серьезные болезни, восхищают своей внутренней силой и приверженностью глубоким общечеловеческим ценностям.

За время, проведенное в больнице, я еще раз осознала одну важную вещь: за каждым из нас стоят уникальная история, эмоции, события и переживания. Всё это делает нас теми, кем мы являемся сейчас, в моменте. И на самом деле нет ничего важнее, чем ощущать красоту и счастье в настоящем. Глупо хотеть чего-то от завтрашнего дня, если ты еще полноценно не прожил сегодня.

Анна-В-Медлева_09.jpg

– Мы живем в мире, где очень много негатива, информационный поток строится на скандальных темах и провокационных вопросах. Между тем человек «состоит» из того, что он «потребляет». Как, на Ваш взгляд, сегодня можно повлиять на изменение ситуации?

– Это философский вопрос, ответ на который лежит в плоскости мировоззренческих понятий, таких как любовь, доброта и желание созидать. Однако мы живем в мире потребления и сверхскоростей, где в огромном потоке информации человеку очень сложно «выловить» что-то действительно ценное и важное, формирующее правильное мышление. К сожалению, подавляющее большинство современной молодежи сегодня далеки от прекрасного. Так сложилось в силу многих причин.

Если говорить о нашей стране и странах Европы, то с исторической точки зрения всему этому предшествовали экономические кризисы и войны. Долгие годы у людей не было никаких целей, кроме одной – сохранить жизнь. Когда я была ребенком, я видела, насколько непросто приходится нашей семье. Помню, как еду можно было купить только по карточкам и товаров порой не хватало. Когда я выросла, подумала о том, что хочу сделать всё возможное, чтобы мой ребенок ни в чем не нуждался. Так подумала не только я, но и целое поколение родителей.

Очень многое зависит от семьи и от той среды, в которой растет человек. Детям, воспитанным в избыточном достатке, часто бывает сложно понять, что хорошо, а что плохо, что на самом деле ценно, а что – пустое.

То, что мы видим сегодня, – логический исход 90-х годов. Мы воспитали поколение потребителей, которое многие вещи воспринимает как данность. И красота в том числе воспринимается не как желание творить и созидать, а как то, чем человек имеет право обладать. Конечно, я говорю не обо всех без исключения, но о большинстве современных людей.

Иногда именно сложности развивают в человеке способность замечать красоту в простых вещах. Поэтому, на мой взгляд, в момент формирования личности важен здоровый баланс. Человек должен с юных лет понимать, что мир вокруг него не появился «просто так», его создали и продолжают создавать другие люди.

Каким образом мы можем исправить ситуацию? Через культурные проекты, знакомство и сближение подрастающего поколения с искусством. Однако важно понимать, что наши дети обладают совершенно иным восприятием мира и им могут быть скучны и неинтересны привычные нам форматы. Ученые уже доказали, что новое поколение не обращает внимания на статичные изображения. Оно лучше воспринимает движение и интерактив. Для того чтобы увлечь молодую аудиторию, необходимо идти в ногу со временем, пользоваться новыми средствами коммуникации, создавать иммерсивные проекты, которые будут лежать в другой плоскости.

Анна-В-Медлева_10.jpg

Что бы Вы пожелали женщинам всего мира?

– Я бы хотела пожелать женщинам из разных стран любви к себе. Потому что именно от этого зависит, каким будет мир вокруг них. Если мы любим себя, то готовы дарить любовь окружающим, а чем больше мы отдаем, тем больше получаем взамен. На этом держится мир. Когда есть любовь, всё получается.

Женщины духовно и морально очень сильны. Как матери они многому могут научить подрастающие поколения. И от этого, конечно, зависит будущее планеты. Я думаю, главное, чему мы можем научить наших детей, – так это безусловной любви.

Марина Волынкина, Виктория Гусакова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG