Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

DOCA-2022: «Как тебя зовут?»

Выставка-превью Международного фестиваля современного искусства
22 Апреля 2022
DOCA-2022: «Как тебя зовут?»

16 апреля в Москве прошла выставка-превью Международного фестиваля современного искусства DOCA. В этом году темой события стала простая, но глубокая фраза: «Как тебя зовут?». Этим вопросом люди обмениваются в начале разговора в знак того, что готовы к общению. В рамках фестиваля молодые художники порассуждали о том, как человек идентифицирует себя и окружающих в современном мире.

DOCA_0T1.jpg Елизавета Землянова
декан колледжа дизайна МКИК, куратор Международного фестиваля современного искусства DOCA
DOCA_0t2.jpg Вадим Гущин
современный российский художник-фотограф, почетный член Союза фотохудожников России, куратор факультета фотографии ИГУМО, куратор Международного фестиваля современного искусства DOCA

В этом году 10-й Международный фестиваль DOCA прошел в сокращенном формате. Он представил собой превью предстоящего большого юбилейного фестиваля, запланированного на 2023 год. Традиционно на выставке были презентованы работы как опытных мастеров, так и талантливых студентов. Однако в этот раз особенность события-превью заключалась в том, что на первый план были выдвинуты проекты именно молодых авторов.

DOCA_02.jpg

Кураторами фестиваля стали два известных в своих кругах эксперта и художника – дизайнер Елизавета Землянова и фотохудожник Вадим Гущин.

DOCA_03.jpg

Студенты создавали работы для выставки на протяжении нескольких месяцев в рамках мастерских именитых современных художников – Валерия Чтака, Василисы Лебедевой и Евгении Малышевой. Под наставничеством профессионалов молодые авторы визуализировали через творчество собственные рассуждения о том, как много могут рассказать о человеке его поступки, привычки, личные вещи и снимки из архивов. Все проекты оказались совершенно разными, непохожими друг на друга. Художники использовали в своем творчестве самые разные форматы – от иллюстраций, фотографий и видеороликов до больших инсталляций и интерактивных проектов.

DOCA_04.jpg

Интересно, что часть фотографических проектов студенты решили посвятить непосредственно профессии фотографа. Например, авторы рассуждали о том, что сегодня объектив камеры является уже не просто инструментом, а средством и объектом для коммуникации. Порой люди смотрят в камеру и говорят с ней больше, чем с окружающими. Кроме того, сами фотографы выполняют тонкую и непростую работу: для них как для художников важно создать произведение искусства, не перетягивая фокус внимания на себя и свою личность. Это требует не только внешних, но и внутренних усилий.

DOCA_05.jpg

Еще один интересный проект был связан с темой цифровизации и переизбытка информационного «шума». На фото были изображены реальные люди и их цифровые копии. Но чтобы разобраться, где настоящий образ, а где искусственный, зрителю приходилось долго всматриваться в снимок. В реальной жизни сегодня тоже непросто бывает отличить одно от другого.

DOCA_06.jpg

Ряд фотографических проектов были напрямую посвящены теме самоидентификации. Например, серия снимков «Присутствие» представляла собой визуализацию человеческих страхов. С помощью символичных образов автор стремился передать чувства и состояния, характерные для каждого независимо от возраста, пола и любых других критериев. В проекте «Внутренний мир» поднималась тема предрассудков. Автор размышляла о том, что часто люди видят и ощущают себя не такими, какие они есть на самом деле. А в серии двойных снимков «Наружу изнутри», где один и тот же персонаж с помощью монтажа был представлен на одной фотографии в разных настроениях, затрагивался вопрос о подавлении истинных эмоций.

DOCA_07.jpg

Одна из студенток предложила рассмотреть в качестве предмета для идентификации человека его завтрак. Автор уверена, что о людях можно многое сказать, исходя не только из того, что они едят, но и из того, как на столе располагается посуда. На снимках были изображены столы с пустыми чашками и тарелками, которые зритель мог «заполнить» в своем воображении всем, что посчитал бы нужным.

DOCA_08.jpg

Другой попыткой рассказать о человеке, глядя на окружающие его предметы, стал проект «От этого нет лекарства». Интересно, что у работы был и второй смысловой слой. Не так давно автор пережила COVID-19, и в процессе болезни у нее трансформировалось ощущение вкусов и запахов. На фото она изобразила душистые предметы, в восприятии которых многое значили их ароматы.

DOCA_09.jpg

Особое внимание было уделено теме корней и родственных связей. Так, несколько проектов молодые авторы посвятили самым дорогим для них людям – своим мамам. Фотографы представили их снимки в разные периоды их жизни, дополнив работы инсталляциями и иллюстрациями.

DOCA_10.jpg

Куратор выставки Вадим Гущин подчеркнул, что самые интересные художественные проекты – всегда те, которые можно интерпретировать с разных сторон и на разных уровнях. И многие проекты, представленные на DOCA, это еще раз доказали.

DOCA_11.jpg

В рамках мастерской Валерия Чтака студенты создали большой проект в жанре монументальной живописи. Под наставничеством художника они расписали стены аудитории учебного заведения. Концепция росписи пространства была основана на иллюстрации к произведениям В. Драгунского «20 лет под кроватью» и О. Генри «Через 20 лет».

DOCA_12.jpg

Сам Валерий Чтак отметил, что проект не является прямой иллюстрацией к рассказам, а скорее, как говорят в кинематографе, выполнен «по их мотивам». Художники поделились собственными впечатлениями и ассоциациями, которые могут быть близки или не близки зрителю. И в этом плане искусство всегда знакомит нас самих с собой. Оно может что-то всколыхнуть в душе или оставить человека равнодушным и от этого становится только еще более интересным.

DOCA_13.jpg

В мастерской художника-исследователя Евгении Малышевой студенты создали целый ряд интересных концептуальных проектов. Инсталляции были выполнены из самых разных, в том числе подручных, материалов и объектов. Например, автор работы «Как к Вам обращаться?» использовала для творческой визуализации своих рассуждений счеты. Студентка исследовала, как называли близкие, друзья, коллеги и окружающие членов ее семьи в разном возрасте. Это были уменьшительно-ласкательные имена, полные имена с отчеством, имена с добавлением разных эпитетов, должностей и социальных ролей. Автор наглядно показала, что, подобно перемещению костяшек на счетах, мы можем конструировать форму имени человека, присоединяя или отделяя от нее составные компоненты.

DOCA_14.jpg

Множество разных форм одного имени способны рассказать о человеке не меньше, чем его внешний вид.

Другая студентка создала «мобиль» для взрослых людей. Она представила детскую игрушку, которую часто вешают над кроваткой, в виде подвески, напоминающей о тех целях, которые человек хотел бы достичь. Автор подвесила на мобиле ключи от дома, телефон, фотографию любящей семьи и другие предметы, символизирующие разные ценности. У каждого человека может быть разный «мобиль». Важно помнить, что это развивающая игрушка, которая учит фокусировать внимание на конкретных объектах. Подобное качество является ценным не только для ребенка, но и для взрослого.

DOCA_15.jpg

Большинство инсталляций носили интерактивный характер. Зрители могли собрать кубик Рубика, на каждой из граней которого были изображены национальные узоры разных культур – индивидуальных и самобытных, но способных переплетаться между собой. Также каждый желающий получил возможность посмотреться в зеркало со специальными меняющимися прозрачными слоями с нанесенными на них изображениями атрибутов известных исторических персонажей. А в одном из проектов с помощью любого современного гаджета зрители могли считать QR-коды и буквально «оживить» иллюстрации художника.

DOCA_16.jpg

Работа «Путешествие в куб» стала не просто интерактивной инсталляцией, а целым исследованием в режиме реального времени. Автор проекта предложил зрителям по одному зайти в темное пространство со светодиодными встройками и сдвиговыми регистрами, а затем поделиться впечатлениями от увиденного и прочувствованного. Любопытный объект, расположенный посреди аудитории, побуждал окружающих заглянуть внутрь и попытаться разглядеть все нюансы света, отражений и преломлений. Похожие ощущения, уверен автор, люди испытывают и при знакомстве друг с другом.

DOCA_17.jpg

Знакомство с человеком ‒ это путешествие. Некоторые свойства личности лежат на поверхности, другие скрыты в глубине, они преломляются, становятся сложноразличимыми, приобретают иллюзорную форму.

DOCA_18.jpg

Художница Василиса Лебедева отметила, что сама тема выставки DOCA-2022 прозвучала для нее как призыв к созданию мастерской. Автор уже долгое время занимается творческими исследованиями в области личной мифологии, имеющими отношение к вопросам самоидентификации и самоанализа человека.

DOCA_19.jpg

Работа в мастерской была поделена на два этапа. Сначала студенты экспериментировали с разными материалами, вырабатывали собственную стилистику и думали над концепцией проектов. На втором этапе молодые художники воплощали идеи в жизнь. В процессе работы они раскрыли свой внутренний мир, личную мифологию и по-разному взглянули на тему выставки. Кто-то затронул вопрос диалога и налаживания контакта с самим собой, кто-то рассуждал о психологии человека, кто-то обратился к таким масштабным темам, как человеческая душа и ее связь с космосом и природой.

DOCA_20.jpg

Василиса Лебедева уверена, что вопрос «Как тебя зовут?» невозможно рассматривать в отрыве от того, кто именно его задает. В любом творческом высказывании важна личность автора – его личная мифология, душа и опыт взаимодействия с миром.

DOCA_21.jpg

Несколько работ были посвящены теме принятия себя и раскрытия своего внутреннего мира. Например, один из проектов представлял собой скульптуру абстрактного бесформенного персонажа, символизирующего стремление «быть удобным» и нравиться абсолютно всем. Вместе с тем зритель мог заметить в нем что-то невменяемое и непонятное. С первого взгляда было даже сложно определить, из чего создана скульптура. Тем самым автор стремилась донести мысль о том, что в погоне за мнением общества люди часто отказываются от своих истинных качеств и важных проявлений, делающих их не просто массой, а индивидуальностями. Еще одна студентка, размышляя о вопросах внутреннего мира и самоидентификации человека, создала драматичную скульптуру с маской, при рассмотрении которой можно было заметить много интересных деталей.

DOCA_22.jpg

В другой работе, посвященной диалогу с собой, автор рассуждала о связи человека с собственным подсознанием. Порой люди думают, что не знают, как им поступить. На самом же деле их подсознание уже имеет ответы на многие вопросы. Оно дает подсказки в виде снов, которые человек не всегда воспринимает всерьез или просто не способен расшифровать. Свое творческое высказывание художница визуализировала в виде иероглифов, напоминающих то ли сложные математические знаки, то ли изображения плетеных кукол Вуду.

Автор сравнила знания, сокрытые в глубине человеческой души, с тайным языком, научным фактом и магией, показав, что внутренний мир людей – это сложная, но очень интересная и порой необъяснимая субстанция.

DOCA_23.jpg

Две художницы, создавая самостоятельные проекты, рассуждали на тему природы человека и представили противоположные точки зрения. Одна из них сравнила душу с космосом – самодостаточным, глубоким, полным спокойствия и безмятежности. Она создала скульптуру человека, лежащего в позе эмбриона. Вторая художница запечатлела внутренний мир человека как порыв эмоций и мечтаний, прочную колкую конструкцию, устремленную вверх. Символично, что оба проекта были выполнены из одинаковых материалов – пластика и проволоки.

DOCA_24.jpg

Интересная интерактивная работа была связана с темой уникальных индивидуальных следов, которые оставляет после себя каждый человек. На создание проекта художницу вдохновил зал Месопотамии в Пушкинском музее, где в экспозицию вошли древние печати. Люди использовали их как отличительный знак и знак ответственности за свои слова. Автор создала набор собственных уникальных штампов и предложила всем желающим оставить отпечаток на кусочке теста. Материал был выбран неслучайно: хлеб стал символом культурного кода, ассоциирующимся с теплом и общением.

DOCA_25.jpg

Отдельной частью программы фестиваля стала выставка малотиражных журналов, созданных студентами колледжа журналистики и издательского дела МКИК. Проекты затрагивали темы влияния музыки на человека, микровзаимодействий с незнакомцами, рассказывали о личных историях авторов.

В выставочной программе также представили свои работы художники из разных стран – друзья и постоянные партнеры фестиваля DOCA.

DOCA_26.jpg

Среди них оказались Ульрике Боленц (Бельгия) и Жан-Филипп Дюнье (Франция, Германия). Почетными гостями фестиваля стали известные фотохудожники Валера и Наташа Черкашины, уличный художник Марина Звягинцева, художник и коллажист Кира Мрик, куратор Наталья Ударцева.

DOCA_27.jpg

Несмотря на то что фестиваль прошел в формате превью, он подарил гостям и участникам события море впечатлений, заряд творческого вдохновения и, что особенно ценно для молодых художников, опыт. Приглашенные эксперты высоко оценили студенческие работы, подчеркнув их глубину и масштабность. Они отметили, что тема «Как тебя зовут?» очень обширна, многослойна и актуальна. И от этого было особенно интересно посмотреть, как ее раскроет подрастающее поколение.

Куратор фестиваля Елизавета Землянова подчеркнула, что все 33 индивидуальных и 3 групповых проекта, созданных в рамках мастерских, были реализованы специально для DOCA и нигде ранее не презентовались.

DOCA_28.jpg

«Можно сказать, что место встречи зрителя с искусством сформировало особого рода социальные отношения – то, что мы назвали новейшей субъективностью. Эта встреча и стала той самой темой, которую исследовали участники фестиваля DOCA в этом году», – подытожила куратор.

Виктория Гусакова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG