English

Прошито временем: кукольные ценности Ольги Богдановой

Ольга Богданова о том, кому в эпоху цифровых технологий нужны старые куклы и зачем создавать новых?

Информационное агентство «Евразийское женское сообщество»    4 Июля 2018
Прошито временем: кукольные ценности Ольги Богдановой

Такого в музеях России еще не было: чтобы под одной крышей ужились историческая кукла и кукла авторская – как произведение искусства, как арт-объект. Кому в эпоху цифровых технологий нужны старые куклы и зачем создавать новых? Почему «кукольники» – в основном женщины? Секреты открывает директор АНО «Выставочный центр "Пермский музей кукол"» Ольга Богданова.

0a3047d64d89c350d0c5947800ee532f.jpg Ольга Богданова
известный мастер авторской куклы, галерист, член Творческого Союза художников России (ТСХР)    

Кукольники

Самой древней куклой на земле называют фигурку из кости мамонта – резчик создал ее приблизительно 30–35 тыс. лет назад. Авторская же кукла как вид искусства возникла совсем недавно, в начале XX в., сначала за рубежом, а после и в России. Считается, что в этой сфере мужчины зачастую интереснее, как, впрочем, и мужчины-повара, мужчины-модельеры и парикмахеры: они по-другому видят и мыслят, создают интересные образы. Почему же тогда кукольники – в основном женщины?

Придумать и изготовить куклу могут даже те, кто всегда думал, что и «рисовать-то толком не умеет», считает Ольга Богданова.

В душе женщина – всегда художник. Она природой создана творить, ведь у любой женщины множество талантов, о которых она, может быть, сама не подозревает. Придумать и изготовить куклу могут даже те, кто всегда думал, что и «рисовать-то толком не умеет», считает Ольга Богданова – юрист и эколог по образованию, а по призванию – художник, вдохновитель и идейный лидер Пермского музея кукол.

«Бывает, приходит на курсы авторской куклы женщина, всю жизнь она, скажем, работала бухгалтером. Мы ей говорим: у вас все получится. И правда, где женщина – там творчество… и мистика! И, создавая куклу, она неожиданно для себя разом становится портным, парикмахером, специалистом по лепке… Все скрытые таланты начинают проявляться», – рассказывает Ольга.

777.jpg

«Музей» внутри себя…

Куклы, которые родились в ее руках, хранятся в известных музеях мира, и чтобы увидеть их в не слишком частых выставках в России, надо ехать в столицу в Исторический музей или в Санкт-Петербург в Музей кукол на Васильевском острове. Сегодня это проще, чем добраться до Перми, хотя именно там – настоящее кукольное царство в витринах.

А началась к нему тропинка когда-то на православной выставке, вспоминает Ольга: «Прошу у батюшки благословения, а он как бы между прочим: мол, одна знакомая долго собирала кукол, теперь они остались… Может, возьмете их, отдадите в какой-нибудь музей? И тут я услышала слово “музей” внутри себя…»  

Тогда, 5 лет назад, и появилась идея создания именно музея. Сообщество мастеров авторской куклы существовало до этого уже 10 лет – пермские художники объединились для совместного творчества и выставок. Постепенно к ним присоединились коллекционеры антикварных и советских кукол. С погружением в мир кукол пришла идея сохранения исторического наследия, создания образовательной и научно-исследовательской площадки. Так и родился проект Пермского музея кукол «Традиции и современность». Его поддержал Департамент культуры и молодежной политики Перми и предоставил помещение в городе. 

«Пермская школа авторской куклы считается одной из ведущих в России и отмечена за рубежом.  

Кладезь для этнографа

Сейчас в музейной коллекции Ольги Богдановой более тысячи кукол – от этнической, обрядовой, игрушек XVIII–XIX вв. до современных авторских работ. Конечно, все сразу не удается демонстрировать, но так даже лучше, считает Ольга Богданова, – получается частая смена выставок. К тому же при музее открыта школа кукольного мастерства, где можно научиться делать кукол из разных материалов – от термопластиков до папье-маше и фарфора. Дети и взрослые своими руками изготавливают куклу или игрушку. Экскурсии заканчиваются небольшим приятным мастер-классом, так что никто не уходит с пустыми руками. 

«Пермская школа авторской куклы считается одной из ведущих в России и отмечена за рубежом. В мире искусство авторской куклы довольно новое. Лишь в начале 2000-х “кукла” выделилась в отдельный вид искусства с признанием Союза художников, появились первые специализированные энциклопедии, обучающие пособия и журналы, представляющие авторов и их проекты. Уже тогда наши пермские художники сами начали творить, применяя уникальные по своим традициям приемы. Получилось так, что мы оказались у истоков… Естественно, единомышленники объединялись, образовались региональные кукольные школы: московская, пермская, питерская», – говорит Ольга. 

От шаманства до кукольной школы

«На узнаваемость нашей школы влияет пермская этническая ситуация. Это настоящий кладезь для этнографа, – рассказывает директор музея. – В Коми-Пермяцком округе, присоединенном к нашему краю, до сих пор живут шаманы, которые поколениями были способны разгонять тучи и призывать солнце. Они использовали для этого деревянных идолов, сделанных своими руками. Когда пришло христианство, они приняли веру, но шаманить не бросили. Коми-пермяки возводили христианские образы в церквях вместо икон – отсюда появление знаменитой пермской деревянной скульптуры. И в наших куклах есть отсылка к легендам и мифам пермского этноса. Чудные полулюди-полузвери, забытые герои Пермской земли, характерные цветовые гаммы, индивидуальный мир каждого автора со своими особенностями и мечтами и одновременно отпечаток современности создают особый колорит наших кукол, благодаря которым они будут всегда узнаваемы. Вот откуда корни нашей кукольной школы».

Куклотерапия 

Сегодня Ольга Богданова – известный мастер авторской куклы. А когда-то первоклашка Оля просто играла с подругами: «Почему я выбрала куклу? Это посредник между миром взрослым и детским, фантазией и реальностью… У нас дома был шкаф, в нем “клетки” – такие кукольные комнаты, и у каждой куклы своя семья. Приходи, делай клетку, посели туда своих кукол. Сублимацией жизненных ситуаций называют такое психологи, мы же просто разыгрывали сценки из повседневной школьной жизни: как было сегодня в классе или могло быть. Играя, мы воплощали мечты либо исправляли ошибки отношений…» 

Вот откуда, может быть, еще одно необычное направление музея – куклотерапия. Специалисты музея с психологическим образованием готовы помочь через общение с куклой – при ее изготовлении – познать себя. «Когда ты делаешь куклу, открывается что-то, что находится глубоко внутри. Человек только начал лепить будущую кукольную голову, а психолог уже видит, есть ли у него внутренняя проблема, в чем она, где нужна помощь», – поясняет Ольга. В детской студии ребята учатся шить, изготавливать несложные народные игрушки и куклы. Кто постарше – занимаются лепкой. Все это в целом дает понимание искусства кукол.

Что такое кукла? 

Ольга гордится, что Автономная некоммерческая организация «Выставочный центр "Пермский музей кукол"» – не просто экспозиционная площадка, а выставочный центр. По ее словам, такого в России еще не было – чтобы под одной крышей ужились историческая кукла и кукла авторская – как произведение искусства, как арт-объект. То есть в одном зале действует музей, где самые старые экспонаты датируются 1800-м годом. Здесь посетители смогут узнать, что такое кукла, как она появилась у древних народов и для чего была раньше нужна человеку, узнать историю ее кустарного и промышленного производства, познакомиться с собраниями коллекционеров и видами традиционных кукол народов Пермского края. А второй зал – современность, это «то, к чему в наши дни пришло искусство изготовления куклы» – не народной, которая всегда была частью декоративно-прикладного искусства, а весьма изящного и хрупкого произведения в единственном экземпляре, которое нельзя потрогать и тем более поиграть с ним. Тут проходят тематические выставки, встречи мастеров-кукольников для обмена опытом с молодежью.

Сотрудницы музея ведут просветительскую, образовательную, научную деятельность, организуют программы для людей преклонного возраста, проводят семейные мероприятия. Сохранение культуры и семейных ценностей во все времена возложено на женщину – этот акцент также станет основным на Международной художественной выставке «Всемирный музей – встреча полюсов мировой культуры» Второго Евразийского женского форума в Санкт-Петербурге. 

«Поколение не доигравших»

Для кого ваш музей? Ольга отвечает: для людей от 3 до 90. Как-то привезли 90-летнюю бабушку, и она нашла в музее куклу, подобную той, что была в ее детстве. Зачем этот проект самой Ольге? В общем-то, чтобы передавать в образах кукол свое настроение и переживания, чтобы отчасти продлить время «поколению не доигравших», дать возможность кому-то вновь окунуться в детство. В ком-то зародить сомнение и предложить задуматься, стоит ли выкинуть своих детских кукол. Зачем еще? Чтобы ее куклы, куклы коллег по цеху и сам Пермский музей-экспозиция  побудили людей неравнодушных и творческих к созданию собственных проектов, подобных недавно появившемуся в городе частному Музею советских игрушек Анатолия Сивака. И еще для нынешних пока что почитателей электронных гаджетов. Однажды, уже во взрослой жизни, им предстоит понять, что такое, возможно, самая ценная вещь на свете, которая удерживает «связь времен»…

Тина Станкевич,
информационное агентство «Евразийское женское сообщество» 

Организаторы Международной конференции SOCIAL INNOVATIONS #INFOCUS: United Nations Office at Geneva, Национальная ассоциация развития образования «Тетрадка Дружбы», организация «Вектор Дружбы» со специальным консультативным статусом при Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС), Постоянное представительство Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве при поддержке Фонда президентских грантов и информационном содействии Министерства иностранных дел РФ, Правительства Пермского края, Россотрудничества, Совета Федерации Федерального Собрания РФ.



ВСЕ НОВОСТИ ЭТОЙ РУБРИКИ


АРХИВ НОВОСТЕЙ


Материалы по теме: