Они изменили мир

Информационное агентство «Евразийское женское сообщество»    14 Декабря 2016

Наука – неотъемлемая часть человеческого прогресса, и говорить о неравенстве полов в этой области не очень этично. Неважно, мужчина ты или женщина, главное – честно работать и добиваться своей цели, открывая для мира что-то новое.

Однако преимущество мужского пола в этой области все же чувствуется. Попытайтесь вспомнить всех женщин-ученых, которых вы знаете. Негусто, не правда ли? Скорее всего, это будут Мария Кюри и Софья Ковалевская, ну, может, еще парочка имен. А теперь подумайте, сколько мужчин в сфере науки приходят вам на ум. Тут тебе и Альберт Эйнштейн, и Исаак Ньютон, и Чарльз Дарвин, и Дмитрий Менделеев, и даже Архимед – список будет невероятно длинным…

Сегодня мы решили изменить эту ситуацию и познакомить вас с выдающимися научными деятелями – женщинами, которые далеко не по праву оказались забытыми.

Ипатия.jpg

1. Имя: Ипатия

Даты жизни: 370–415 гг. (45 лет).

Страна: Египет.

Деятельность: математик, астроном, философ.

Ипатия – первая в истории человечества женщина-ученый. Будучи дочерью философа и математика Теона, преподававшего в Александрийском музее, девушка получила прекрасное образование. Она преподавала математику, механику, астрономию и философию, стала создателем нескольких астрономических приборов: плоской астролябии, которая применялась для определения положения Солнца, звезд и планет, а также планисфера для вычисления восхода и захода небесных светил.

Она снискала славу талантливого ученого и преподавателя. К Ипатии в Александрию приезжали учиться люди из разных городов мира, что было совершенно невиданно для тех времен.

Николь-Рейн.jpg

2. Имя: Николь-Рейн Этабль де ла Лепот

Даты жизни: 05.01.1723 – 6.12.1788 (65 лет).

Страна: Франция.

Деятельность: математик, астроном.

Николь – первая в мире составительница траекторий Солнца, Луны и пяти планет, известных на тот момент. Также в свое время она рассчитала орбиты кометы Галлея и составила детальную карту наблюдавшегося в Париже в 1764 г. кольцеобразного солнечного затмения.

В те годы мадам Лепот была единственной женщиной-математиком и астрономом во Франции и членом Научной академии в Безье.

В ее честь была первоначально названа гортензия – потией.

Августа-Ада-Кинг.jpg

3. Имя: Августа Ада Кинг Лавлейс

Даты жизни: 10.12.1815 – 27.11.1852 (36 лет).

Страна: Великобритания.

Деятельность: математик.

Ада – первый в мире программист. После знакомства с изобретателем первой вычислительной машины Чарльзом Бэббиджем в 1842–1843 гг. Ада составила первый в истории алгоритм работы для прибора Бэббиджа, но не остановилась на этом и написала позже еще две программы для этой же машины. Девушка также ввела в оборот термины «цикл» и «рабочая ячейка».

Сейчас ее именем называется один из языков программирования, а 10 декабря, в день ее рождения, программисты отмечают свой профессиональный праздник.

Ада была настолько предана своей работе, что муж даже прозвал ее «королевой параллелограммов».

Шарлотта-Перкинс.jpg

4. Имя: Шарлотта Перкинс Гилман

Даты жизни: 03.07.1860 – 17.08.1935 (75 лет).

Страна: США.

Деятельность: социолог, научный литератор.

Шарлотта – первая в мире ученый, не побоявшаяся вынести на всеобщее обозрение произведения об угнетенном положении женщин своего времени. Успех ей принесли сатирические стихи, в которых она высмеивала общество с его страхом сменить социальные нравы. Но настоящая известность пришла после публикации рассказа «Желтые обои», в котором описываются бесправие женского пола и страдания женщин от него. Книга стала бестселлером и позже вошла во многие женские учебники.

Шарлотта стала лектором и продолжала продвигать идею равенства полов, чем воспоследовали и занялись ее преемницы.

Розалинд-Франклин.jpg

5. Имя: Розалинд Франклин

Даты жизни: 25.07.1920 – 16.04.1958 (38 лет).

Страна: Великобритания.

Деятельность: физик, биолог.

Розалинд – первая в мире ученый, доказавшая, что ДНК имеет две различные формы в виде спирали. Именно благодаря ее исследованиям Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик смогли построить знаменитую пространственную модель ДНК.

Однако невероятный прорыв девушки и вклад в будущее всего мира не были оценены ее современниками, но, несмотря на это, до самой смерти Розалинд честно трудилась и пыталась открыть для мира что-то еще более ценное. Труд ее оказался не напрасен. Со временем люди поняли, насколько неоценимый вклад она внесла в науку, и признали ее деятельность.

Черновики девушки и по сей день являются помощниками всех ученых мира, занимающихся разработками в этой области.

Лиза-Мейтнер.jpg

6. Имя: Лиза Мейтнер

Даты жизни:17.11.1878 – 27.10.1968 (89 лет).

Страна: Австрия.

Деятельность: физик-ядерщик.

Лиза – первая в мире ученый, которой удалось расщепить ядро урана на части и прийти к выводу, что деление ядра способно породить цепную реакцию и вызвать большой выброс энергии. Иными словами, она стала прародительницей ядерного оружия. Однако женщина оказалась пацифистична во взглядах, поэтому, поняв, что ее открытие могут использовать в корыстных целях, отказалась от дальнейших разработок в этой области и погубила тем самым свою карьеру. Подобный поступок не смог оставить равнодушным многих – Лизу попросили стать профессором Берлинского университета. На такую должность в то время не могла рассчитывать ни одна женщина.

Сейчас ее именем назван 109-й элемент таблицы Менделеева – мейтнерий.

Хеди-Ламарр.jpg

7. Имя: Хеди Ламарр

Даты жизни: 9.11.1914 – 19.01.2000 (85 лет).

Страна: США, Австрия.

Деятельность: актриса, изобретатель.

Хеди – не просто великая актриса, снявшаяся в более чем 55 фильмах и заслужившая свою звезду на голливудской аллее, но и первый в мире изобретатель системы управления торпедами. Именно ее технология была взята в будущем за основу для создания Bluetooth, Wi-Fi, навигатора и сотовой связи.

За свои достижения женщина стала лицом программного продукта CorelDraw, была внесена в Зал славы изобретателей, а день ее рождения, 9 ноября, был назван Днем изобретателей.

Альбина Герасимова, информационное агентство Евразийского женского сообщества