STEM – карьера для российских женщин: не миф, а реальность
STEM – карьера для российских женщин: не миф, а реальность


Ольга Анатольевна Хасбулатова – доктор исторических наук, профессор, руководитель аппарата правительства Ивановской области, заведующая кафедрой социологии и управления персоналом Ивановского государственного университета, член инициативного комитета проекта STEM при рабочей группе Евразийского женского форума.
Увеличение процента женщин в образовании и специальностях в области естественных и точных наук, информационных технологий, инженерного дела, в профессиях, которые называются технологическими, – это основа программы STEM. Аббревиатура расшифровывается как наука (science), технология (technology), инжиниринг (engineering), математика (mathematics). По данным статистики, российские женщины сосредоточены преимущественно в гуманитарных профессиях, а мужчины – в технических. Вместе с тем в условиях, когда в России реализуется государственная программа «Национальная технологическая инициатива», важно стимулировать вовлечение женщин наравне с мужчинами в овладение технологическими профессиями и занятие наукой.
– Ольга Анатольевна, Вы член проектного комитета STEM в России. С каким успехом реализуется этот проект?
– Проект продвижения женщин в STEM-образование и STEM-карьеру в России находится в начале пути. Однако работа по обеспечению равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин в сфере профессионального образования имеет у нас давние эгалитарные традиции и хорошую правовую базу. Сегодня 79,6% женщин и 72,5% мужчин, занятых в экономике, получили соответствующее профессиональное образование. Женщины заняты во всех сферах общественно полезной деятельности, они составляют практически половину рабочей силы в России. И если говорить по общим показателям, то принцип равноправия полов на рынке труда соблюдается.
– А в чем проблема?
– В профессиональной сфере проблема заключаются в том, что, имея равное профессиональное образование, женщины получают более низкую по сравнению с мужчинами оплату труда. Росстат утверждает, что средняя заработная плата российских женщин на 28%, а в IT-профессиях – на 33% меньше, чем у мужчин. Это связано с тем, что в нашей стране исторически функционируют профессии с преобладанием мужского и женского труда, так называемые «женские» и «мужские» профессии с перекосом в вознаграждении в пользу «мужских». Эта проблема возникла не сегодня, она имеет глубокие исторические корни. Но сейчас она приобретает новое звучание, поскольку мы живем в XXI в., в условиях технологического прорыва, и если ничего не изменить, то через 10–15 лет женщины в нашей стране станут уже на 40% беднее мужчин и будут ограничены в профессиональной самореализации. Программа STEM нацелена на вовлечение женщин наравне с мужчинами в высокотехнологические профессии – это проект, устремленный в будущее.
Согласитесь, в этой ситуации вопрос о «женских» и «мужских» профессиях сам по себе становится архаичным, он несовместим с технологической инициативой. Но до сих пор эту жизненную установку в выборе профессий разделяют и государство, и общество, и семья.
– Вы сказали, что разделение профессий на «женские» и «мужские» имеет исторические корни?
– Да, у него давняя традиция. В течение всей второй половины XIX в., вплоть до начала ХХ столетия, женские организации в России боролись за право «слабого пола» получать высшее профессиональное образование и работать по специальности. После 1917 г. женщины получили законодательное право на любые виды профессионального образования. Однако процесс профессионального обучения шел непросто из-за бытовавших в обществе устойчивых стереотипов, что роль женщины – вести домашнее хозяйство. Власти пришлось даже в 1920-е годы ввести квоты для девушек при поступлении в технические высшие учебные заведения.
В годы Великой Отечественной войны женщины доказали на деле, что они способны работать во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства.
Однако в послевоенный период деление профессий на «мужские» и «женские» приобрело устойчивый характер, более того, с 1940-х годов в стране был официально закреплен более низкий уровень оплаты труда в социальных отраслях по сравнению с инженерными специальностями.
Сегодня эта диспропорция выравнивается, однако мы понимаем, что в перспективе более 70% профессий, в том числе социальных, будут основываться на математике, информатике и технологических науках. Если ничего не предпринимать, то женщины могут оказаться на «обочине» технологического прогресса, ведь сегодня среди студентов, обучающихся по этим профессиям, женщин всего 14%.
– Вы считаете, что женщины должны быть заняты во всех профессиях, в том числе на военной службе?
– Я полагаю, что равноправие – это всегда благо. Члены комитета STEM, и я в том числе, придерживаются точки зрения, что женщины и мужчины не должны иметь препятствий для самореализации во всех сферах жизнедеятельности общества. Если женщина получила соответствующую профессию, то она может служить в армии, и сегодня у нас такие примеры есть. Если мужчины хотят взять отпуск по уходу за ребенком, то они тоже имеют на это право. Думаю, что недалеко то время, когда общество будет спокойно воспринимать разнообразие социальных ролей женщин и мужчин.
– Какова, по Вашему мнению, должна быть роль школьного образования в решении тех проблем, о которых мы сейчас говорим?
– Вы затронули очень важный вопрос. Без помощи школы нам не удастся мотивировать девочек наряду с мальчиками овладевать высокотехнологическими профессиями. Актуальная проблема – организовать эту работу на основе новой концепции технологического образования школьников. Приведу конкретный пример. Начиная с 1950-х годов с 5-го класса на уроках труда (сейчас этот предмет называется «Технология») девочки учатся готовить еду и шьют фартуки, а мальчики осваивают токарное дело. Меняются поколения, развивается технический прогресс, а для уроков труда время как будто застыло.
Выскажу свою позицию по этому поводу. Считаю, что готовить еду детей должна учить не школа, а семья, причем без различия пола – и девочек, и мальчиков. Если юноша не может приготовить себе завтрак, погладить костюм или купить продукты, то общество получает в его лице «социального инвалида», а ведь мужчины составляют половину нашего общества. Основы трудовых навыков нужны, но не менее важны формы работы, развивающие у юношей и девушек интерес к науке, информационным технологиям, робототехнике. Выходя из стен школы, эти ребята должны уже владеть базовыми знаниями и первым опытом работы в технической сфере. Именно эти знания и навыки определяют будущее развитие страны. Задача школы – показать девушкам и юношам, что мир профессий многообразен, и им под силу любая деятельность. И здесь очень важная роль отводится педагогам.
– Вы сказали, что проект STEM у нас только начинается. А есть ли международный опыт в этой сфере?
– Да, сегодня во многих развитых странах этой проблеме уделяют внимание и органы управления, и отделы образований, и общественные организации. Проводятся исследования, выделяются гранты учителям, которые занимаются с девочками точными науками, финансируются летние лагеря для талантливой молодежи, в школах реализуются STEM-программы для девочек. Мы этот опыт изучаем и будем учитывать в своей работе.
– Поделитесь, пожалуйста, Вашими планами по реализации проекта.
– Планов много, и есть уверенность, что мы их сможем осуществить, поскольку сама проблема продвижения женщин в технологические профессии находит поддержку у рабочей группы Евразийского женского форума и персонально у заместителя Председателя Совета Федерации Галины Николаевны Кареловой.
В работу по продвижению идеи проекта STEM включились Российская федерация женщин с университетским образованием, ряд высших учебных заведений. В пропаганде этих идей участвует и российский научный журнал «Женщина в российском обществе».
В ближайшее время стартует социологическое исследование, посвященное профессиональной ориентации юношей и девушек – учащихся старших классов общеобразовательных школ – на технологические профессии. Силами ученых-социологов осуществляется экспертиза школьных учебников на предмет обеспечения равенства полов в пропаганде профессий. Планируем провести обсуждение проблемы с коллегами из других стран.
В целом работы много. Очень надеемся на заинтересованные контакты с Министерством образования и науки РФ, учеными, общественными организациями.
Работаем на общественных началах, тратим свое личное свободное время. Но речь идет о благополучии наших детей и внуков, о будущем нашей страны. Ради этого стоит трудиться.
Агата Коровина, информационное агентство Евразийского женского сообщества