English

Профессиональная самооценка и жизненные пути


Информационное агентство «Евразийское женское сообщество»    18 Апреля 2018
Профессиональная самооценка и жизненные пути

В рамках XIX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества состоялся круглый стол «Женщины в STEM: роль женщин в технологическом будущем». Его участницы обсудили актуальные проблемы в данной области и предложили пути их решения. Результаты исследования, связанного с ролью женщин в STEM, их профессиональной самооценкой и выбором жизненного пути, презентовала Ольга Борисовна Савинская, доцент департамента социологии НИУ ВШЭ.

В России тема женщин в STEM стремительно развивается. Сама аббревиатура расшифровывается как наука (science), технология (technology), инжиниринг (engineering), математика (mathematics). На платформе Евразийского женского форума был создан «Комитет STEM» – общественная рабочая группа, призванная способствовать развитию действенного механизма мотивации талантливых женщин и продвижения их на лидерские позиции в высокотехнологичных отраслях.

Ольга Борисовна в исследовании уделила внимание подрастающему поколению. Она изучила самооценку школьников, связанную с их успехами в STEM-дисциплинах, и отметила, что этот фактор оказывает значительное влияние на их выбор профессии в будущем.

2.jpg

Вместе со своей молодой коллегой Тамарой Мхитарян Ольга Борисовна провела онлайн-опрос, участие в котором приняли 700 мальчиков и девочек, учащихся 5-х, 8-х и 11-х классов Москвы и небольшого, но экономически устойчивого города Губкина.

Опрос показал, что большинство школьниц планируют в будущем получать высшее образование в гуманитарных, творческих и естественно-научных областях. И лишь малая часть учениц хотят связать свою профессиональную деятельность с технологиями. Ольга Борисовна и ее коллега решили разобраться, почему так происходит.

Интересно, что большинство девочек во всех классах знают математику на «отлично» или «хорошо». В процентном соотношении успеваемость школьниц выше, чем у их одноклассников-мальчиков. Однако опрос продемонстрировал, что мальчики более уверены в своих достижениях и лучше оценивают свои знания в данной области, поэтому они чаще выбирают профессии, связанные с точными науками.

Ольга Савинская сделала вывод, что у девочек есть потенциал и интерес к изучению STEM-дисциплин, но существующие в обществе гендерные стереотипы трансформируют их субъективную оценку собственных возможностей и влияют на выбор профессионального пути. Анализируя «скрытый учебный план» в школе, воспроизводящий подобные стереотипы в обществе, авторы исследования обратили внимание на то, что во время уроков по технологии девочки и мальчики занимаются отдельно, выполняя разные задания. Уже в юном возрасте у учащихся возникает понимание того, что существуют «мужские» и «женские» сферы деятельности. Именно учительское сообщество и то, каким образом формируются образовательные программы, оказались наиболее значимыми факторами при выборе профессии. В меньшей степени на этот процесс оказывают влияние взаимоотношения, которые возникают между мальчиками и девочками. Порой школьники ограничивают свои действия из-за боязни вызвать смех у одноклассников или друзей. Например, девочки стесняются ходить на секцию по футболу, потому что это «мужской» вид спорта.

«Презентуя результаты нашего исследования, я хотела показать, что выбор карьерного пути начинается у человека еще в детстве. Поэтому, чтобы привлечь девушек в высокотехнологичную сферу деятельности, важно поддерживать их интерес к точным наукам с детского сада и продолжать мотивировать их на протяжении всего времени их взросления», – считает Ольга Борисовна. Сегодня многие ведущие вузы разных стран реализуют программы, направленные на поддержку девушек, которые хотят развиваться в технических областях. По мнению Ольги Савинской, важно создать подобные механизмы на всех уровнях взросления девочек. 

Журналистам информационного агентства Евразийского женского сообщества социолог рассказала, что в сферу ее профессиональных интересов входит не только тема реализации потенциала женщин в высокотехнологичных областях, но и в целом роль прекрасного пола в современном мире. Особое внимание в своих исследованиях ученый уделяет вопросам, связанным с балансом между семьей и работой. Ольга Борисовна отмечает, что сегодня все еще недостаточно различных возможностей и механизмов, позволяющих женщинам совмещать домашние дела и профессиональные обязанности, однако благодаря информационным технологиям их спектр расширяется. Представительницам прекрасного пола просто необходимо научиться их использовать и сопротивляться гендерным стереотипам, которые могут препятствовать их реализации в интересных для них сферах деятельности.

Кроме того, Ольга Савинская считает, что женщинам важно обмениваться друг с другом советами, делиться опытом. Представительницы прекрасного пола очень изобретательны и мудры, они способны находить выход из любых ситуаций. Именно поэтому, обращаясь к читательницам нашего портала, Ольга Борисовна посоветовала чаще путешествовать по миру и изучать жизнь женщин в разных странах. Ведь друг у друга они могут научиться многому.

Виктория Ежова, информационное агентство «Евразийское женское сообщество»


ВСЕ НОВОСТИ ЭТОЙ РУБРИКИ


АРХИВ НОВОСТЕЙ