English
Женщины и промышленность

История «женской» промышленности


Информационное агентство «Евразийское женское сообщество»    6 Февраля 2017
История «женской» промышленности

Помните знаменитые строчки Н. Некрасова: «Есть женщины в русских селеньях…»? Издревле наши женщины славились уникальным сочетанием нежности и стойкости, мягкости и выносливости, мудростью, трудолюбием, способностью коня на скаку остановить и в горящую избу войти. Неудивительно, что к концу 20 века Россия занимала лидирующие позиции по предпринимательской активности женщин.

Уже в 1814 году в собственности 9 московских предпринимательниц находилось 11 фабрик. На протяжении века интерес представительниц прекрасного пола к бизнес-процессам увеличивался, и к 1890 году насчитывалось 56 фабрик, которыми владели 54 женщины. Распространенными видами промышленности в то время считались текстильная с изготовлением дубленых кож химическая, включающая в себя производство уксуса, мыла и косметики,  свеч и многое другое, металлообработка с изготовлением пуговиц, иголок, булавок, колоколов, а также табачная и пищевая отрасли.

ЖЕНСАЙТ-СЛАЙДЕР-История2.jpg

В истории немало примеров, когда женщины вносили большой вклад в развитие того или иного вида промышленности. Так, Марья Мальцева, получив в управление стекольную фабрику, не только успешно справлялась со своими обязанностями, но и заложила знаменитый впоследствии Дятьковский стекольный и хрустальный завод. К концу жизни она приумножила количество своих владений до 10 фабрик.

А Вера Владимировна Сапожникова в середине 19 века после смерти мужа продолжала развивать шелкоткацкое и парчовое производство, не растеряв накопленные капиталы.

ЖЕНСАЙТ-СЛАЙДЕР-История3.jpg

В конце 19 века фабрики по изготовлению бумажных тканей после смерти их основателя Ивана Скворцова перешли под руководство его дочери Матрены. Она произвела капитальную реформу предприятия: обновила и улучшила здания производства, машины, больницы и квартиры работников. Матрена Павлова также известна как благотворитель: она жертвовала большие денежные суммы на ремонт местных храмов и их обеспечение.

ЖЕНСАЙТ-СЛАЙДЕР-История4.jpg

К 1890-м годам число женщин в промышленности составляло около 25%, а к началу 20 века этот показатель увеличился до 40%. Уже тогда представительницы прекрасной половины человечества выступали в роли пайщиков и директоров управлений.

В послереволюционный период, к середине 1922 года, женщин, занятых в промышленном производстве, насчитывалось около 35%. Как правило, они выполняли «черную» работу, реже - выступали в роли подмастерьев. От 75% до 90% женщин состояли в профсоюзах кожевенной, текстильной промышленности, табачников, печатников, 20-25% - в металлической промышленности. Примечательно, что в составе правления профсоюзов, фабрично-заводских комитетов, совнархозов число работниц было небольшим.

ЖЕНСАЙТ-СЛАЙДЕР-История5.jpg

В связи с этим на VI Всесоюзном съезде профсоюзов была принята резолюция, в которой говорилось, что каждый работодатель должен содействовать производственному воспитанию женщин, их подготовке к школе фабзавуча, а также привлекать к посещению клубов, кружков по ликвидации неграмотности, направлять их на рабфабрики и вузы, профкурсы и профшколы.

ЖЕНСАЙТ-СЛАЙДЕР-История6.jpg

Принятые решения оперативно воплощались в жизнь. Женский труд вырос не только количественно, но и качественно, заметно повышалась квалификация работниц. И впервые в это время была организована система охраны материнства и младенчества. Теперь уволить беременную женщину можно было только по разрешению инспектора труда. Новые правила были приняты и при увольнении матерей-одиночек. Также был расширен список вредных профессий для женщин и введены ограничения труда ночью.

Женщины постепенно начали осваивать мужские профессии. Так, в 1939 году в металлообрабатывающей промышленности насчитывалось около 50 000 женщин-токарей, 40 000 – слесарей, 24 000 – фрезеровщиков, 14 000 – инструментальщиков.

ЖЕНСАЙТ-СЛАЙДЕР-История7.jpg

Помимо этого, женщины заняли место и в рядах инженеров. В 1934 году они составляли 10% инженерно-технического персонала промышленности СССР, в химической отрасли – 22,5%.

Огромный потенциал женщин стал одним из главных ресурсов в годы войны. В разных регионах страны женщины-домохозяйки шли на заводы, обучаясь мужским профессиям, и становились кузнецами, слесарями, формовщиками, нагревальщикими и т.д. Например, в августе 1941 года в механическом цехе Кировского завода работало 90% представительниц прекрасного пола. А в Архангельской области на промышленные предприятия пришло трудиться 5 194 женщины.

ЖЕНСАЙТ-СЛАЙДЕР-История8.jpg

В годы перестройки из-за сокращения сферы социальных услуг и детских садов, в обществе вновь стали воспринимать женщину как мать и хранительницу очага. Переход к рыночной экономике вновь позволил увидеть в женщине огромный потенциал работника различных сфер деятельности.

По данным Росстата на 2008 год в промышленности занято около 30% женщин. Доля представительниц прекрасной половины человечества в машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности сократилась до 10%, но число женщин – операторов и аппаратчиков промышленного оборудования по-прежнему остается высоким – около 60%. 

ЖЕНСАЙТ-СЛАЙДЕР-История9.jpg

Сегодня с каждым днем участие представительниц прекрасного пола в промышленной отрасли увеличивается. «Принято считать, что женский сегмент в промышленности представлен в основном легкой промышленностью, но это не так, – отмечает Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров. – Женщины руководят предприятиями в самых разных сегментах, в том числе в оборонно-промышленном комплексе. Есть отрасли, которые требуют особого внимания женщины. Мы два года назад выделили в отдельное направление вопрос развития индустрии детских товаров. Важная роль отводится производству продукции для молодых мам, людей старшего поколения».

По его мнению, большой потенциал для значительного увеличения участия женщин заложен в развитии реабилитационной индустрии, фармацевтической и медицинской промышленности, в химическо-технологическом комплексе, а также в сфере инжиниринга и промышленного дизайна.

Полина Данилова,

информагентство Евразийского женского сообщества


ВСЕ НОВОСТИ ЭТОЙ РУБРИКИ


АРХИВ НОВОСТЕЙ