English

Ответственность – слово женского рода


Информационное агентство «Евразийское женское сообщество»    9 Мая 2017
Ответственность – слово женского рода

Сделать наш мир лучше – это общая задача, в решении которой должны принимать участие как государственные структуры, так и коммерческие и некоммерческие организации. Сегодня все активнее развивается концепция корпоративной социальной ответственности и социального партнерства. Подробнее об этом рассказала Татьяна Бачинская, главный редактор журнала «Бизнес и общество», исполнительный директор Центра развития филантропии «Сопричастность».

Социальная ответственность коммерческих организаций

«Корпоративная социальная ответственность (КСО) изначально заключалась в соблюдении безопасных условий труда, качества товаров или услуг, выплате всех налогов и честной зарплаты. С развитием экономики требования к бизнесу растут. Сейчас от компаний ждут выполнения дополнительных обязательств перед обществом: развития и поддержки персонала, заботы об окружающей среде, минимизации негативного воздействия на нее, помощи местному сообществу и обществу в целом, – объясняет наша собеседница. – Если компания ведет честную деятельность, выполняя все, что предписано ей по закону, то она добросовестная. Если же предприятие выступает с инициативой, стремясь сделать больше, чем обязано, только тогда я называю его социально ответственным. В основном это относится к крупным предприятиям. Следование концепции КСО, вопреки мнению ее оппонентов, что это отвлечение ресурсов на непрофильную деятельность, приносит выгоду».

Исследования показали, что у социально ответственных предприятий повышается производительность труда, подобные компании становятся наиболее успешными в сфере бизнеса. И это очень просто объяснить. Развитая инфраструктура региона, более благополучный и здоровый образ жизни и более эффективная деловая атмосфера приносят успех бизнесу. Во-первых, такое отношение привлекает хороших сотрудников. «Многие специалисты с большим удовольствием идут работать в компании, которые помимо основной, коммерческой, ведут еще и социально направленную деятельность», – комментирует Татьяна. Во-вторых, инвесторы, различные фонды, международные организации часто доверяют ответственным компаниям. В-третьих, потребители также отдают предпочтение товарам и услугам тех производителей, которые заботятся об обществе, снижают нагрузку на окружающую среду, стремятся сделать жизнь людей лучше. И в-четвертых, органы власти, особенно в регионах, сотрудничают с ними охотнее. И это далеко не все плюсы от ответственного ведения бизнеса.

интервью_5мая_2.jpg

Философия КСО получила распространение на западе в середине прошлого века. Несмотря на то что в нашей стране она только набирает популярность, сегодня существует множество ярких примеров компаний, инвестирующих в будущее. Например, интересна концепция компании Nestle «Создавая общие ценности»: бизнес не может быть успешен в долгосрочной перспективе, если он думает только о прибыли. Чтобы компания была успешной и процветающей, она должна помогать обществу. Nestle реализует множество социально направленных проектов, связанных в том числе со здоровым питанием.

Компании, особенно в моногородах, активно участвуют в развитии территории, создают благоприятную экономическую, социальную, культурную среду и комфортные условия жизни. Пример тому ‒ программа профилактики социального сиротства «Дорога к дому» компании «Северсталь».

В Череповце, где находятся основные ее предприятия, был высок уровень подростковой преступности, и одна из главных тому причин – семейное неблагополучие. Компания изучила передовые практики, адаптировала их к региональным условиям, создала благотворительный фонд по профилактике социального сиротства «Дорога к дому» и совместными усилиями с государственными структурами и некоммерческими организациями добилась потрясающего результата. За 10 лет программа помогла более 9000 детей остаться в своей кровной семье или обрести новую. В Вологодской области уже несколько лет нет детских домов, а есть только центры по подготовке к семейному устройству. В партнерстве с Минэкономразвития благотворительный фонд «Северстали» тиражирует опыт в других российских регионах.

По примеру «Северстали» «Норильский никель» совместно с администрацией города и Благотворительным фондом Владимира Потанина недавно создал в городе Агентство развития. Компания обучает лидеров НКО, активных подростков и молодежь управлению проектами на форумах социальных технологий «Город – это мы!». Хороший пример КСО – закрытие никелевого завода и перенос производства за черту города, чтобы сократить выброс вредных веществ, что благоприятно отразилось на экологии региона.

Оценка эффективности благотворительных программ Объединенной металлургической компании привела к созданию конкурса «ОМК-Партнерство», основным принципом которого является сотрудничество власти, бизнеса и общества в решении социальных проблем регионов. В этом году компания распределила гранты среди НКО, муниципальных организаций и  социальных предпринимателей уже третьего конкурса. Получить грант могут и проекты сотрудников предприятия.

«Очевидно, что эту часть деловой активности компаний нужно развивать, ведь это выгодно и бизнесу, и обществу, – отмечает Татьяна Бачинская. – То, что компании неравнодушны к окружающему миру, помогают обществу, очень важно. Но, к сожалению, сегодня об этом мало кто знает, поскольку социально направленная деятельность часто приравнивается к рекламе и информация о ней публикуется в СМИ только за деньги или не публикуется вовсе. И с этим тоже нужно работать».

интервью_5мая_3.jpg

Социальная ответственность СМИ

Наша собеседница уверена, что необходимо, чтобы и СМИ несли социальную ответственность: «Важно не только следовать за рейтингами, но и стремиться изменить мир в лучшую сторону. Именно поэтому масс-медиа должны рассказывать как можно больше о добрых делах, мотивируя тем самым аудиторию тоже помогать окружающим».

Возможно, по мнению Татьяны Бачинской, одним из способов изменения позиции СМИ является принятие поправок к закону о рекламе: например, внесение пункта о том, что упоминание названия организации в связи с благотворительностью не считать рекламой.

Кроме того, будучи редактором журнала «Бизнес и общество», Татьяна Бачинская считает, что о КСО, социально значимых проектах можно и нужно говорить интересно – через конкретные истории, близкие и понятные людям.

Для того чтобы изменить отношение средств массовой информации к этим темам, по мнению нашей собеседницы, следует начать с вузов, и в качестве приоритетного направления на факультетах журналистики ввести дисциплину «Социальная журналистика», в рамках которой уделить учебные часы теме КСО и социального партнерства.

Социальная ответственность вузов

Татьяна Бачинская рассказала, что в Школе журналистики по КСО и социальному партнерству, которая начала работу в прошлом году, обучение на мастер-классах могут пройти не только студенты, но и работающие журналисты, а также представители НКО и бизнеса: «Этот проект направлен на то, чтобы, с одной стороны, изменить отношение СМИ к теме благотворительности и социально полезной деятельности компаний, рассказать им об опыте в этой сфере, чтобы будущие журналисты и редакторы пришли в профессию, понимая, что главная цель – не заработать много денег любым способом, а изменить этот мир или мировосприятие других людей, а с другой стороны – научить интересно подавать эту тему».

интервью_5мая_4.jpg

Наша собеседница отметила, что Центр развития филантропии регулярно проводит встречи, посвященные различным аспектам социально ответственного бизнеса. Так, 22 мая состоится конференция «Россия–ЕС: диалог о социальном партнерстве и КСО», на которой будут затронуты темы, связанные с региональными особенностями социальной ответственности транснациональных корпораций, тенденциями и опытом межсекторного партнерства представителей компаний, НКО, органов власти.

Социальная ответственность каждого

«Социальное партнерство – это инновационное направление, которое формируется на наших глазах, – делится Татьяна Бачинская. – Сегодня все чаще можно увидеть, как для реализации социальных проектов начинают взаимодействовать коммерческие, некоммерческие организации, власти. Если к ним присоединятся средства массовой информации, то любой социальный проект будет еще более успешным».

Наш мир изменится в лучшую сторону, как только каждый человек осознает собственную социальную ответственность, определит, в каком направлении должен двигаться именно он. Для самой Татьяны Бачинской важно донести это до окружающих – в этом и есть ее предназначение. Будучи энергичной, целеустремленной женщиной, она всеми силами стремится сделать мир светлее. Кстати, наша собеседница заметила, что слово «ответственность» ‒ женского рода. И это символично, ведь по большей части сегодня концепцию корпоративной социальной ответственности продвигают именно представительницы прекрасного пола.

Виктория Ежова, информационное агентство Евразийского женского сообщества



ВСЕ НОВОСТИ ЭТОЙ РУБРИКИ


АРХИВ НОВОСТЕЙ