Семья – будущее нашей страны
Семья – будущее нашей страны


«Я отчетливо понимаю, насколько велика роль женщин в истории нашей страны. Никто так не реагирует на происходящее в обществе, как женщины. От вас зависит, как будет строиться государственная политика на местах в воспитании наших детей», – заявила министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева на конференции «Взаимодействие семьи, школы, советов женщин в гражданском и патриотическом воспитании подрастающего поколения», которая прошла в Союзе женщин России 14 февраля.
Участниками мероприятия стали члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы РФ, председатели региональных отделений и члены Союза женщин России из 72 субъектов нашей страны. На конференции подняли очень важную тему – формирование чувства патриотизма и гражданственности у молодежи, обсудили, как сделать так, чтобы дети вырастали патриотами.
«Для меня патриотизм – это определенная матрица», – сказала министр. По ее словам, ребенок должен, во-первых, любить свою малую родину, во-вторых, ощущать себя гражданином великой страны и в-третьих – впитывать культурные ценности государства.
В своем выступлении Ольга Юрьевна, напомнив значение слова «патриотизм» из словаря В.И. Даля, означающее любовь к своей Родине и к своему народу, рассказала о тех направлениях, которые включены в государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».
Безусловно, позиции, включенные в госпрограмму, способствуют воспитанию чувства патриотизма и гражданственности, но, как отметила министр, все начинается с семьи – именно в этой среде изначально формируется личность ребенка, который берет пример со своих родителей.
Выступая перед участниками конференции, Ольга Юрьевна отметила и тот факт, что раньше советское и российское образование было направлено на формирование человека-творца, который имеет высокие цели и задачи. Затем последовал период, когда воспитывали человека-потребителя. «Я всегда буду против, когда говорят об образовании как услуге (то же относится и к медицине, и к культуре). Образование – это служение», – заявила министр.
Продолжая разговор об образовании и воспитании, Ольга Юрьевна подчеркнула, что нельзя сформировать личность человека, если он не читает книг. «Начиная с детского сада должен быть очень правильный фокус литературы, которую читают наши маленькие дети». За помощью в решении этого вопроса Ольга Юрьевна обратилась к женсоветам, потому что именно женщины наиболее тесно взаимодействуют с детскими учреждениями и школами. При чтении сказок, обсуждении их с родителями, через характеры героев, их поведение подспудно происходит воспитание ребенка. «Очень важно, чтобы человек не потерял любовь к чтению», – подчеркнула министр. По ее словам, безусловно, возможности интернета тоже нужно использовать в правильном направлении, но при этом не забывать о настоящей книге, которую можно взять в руки. Ведь чтение не только воспитывает личность, но и развивает ораторские способности, расширяет словарный запас, учит правильно формулировать свои мысли, что позволяет школьнику активно принимать участие в уроке, а не слушать монолог учителя. Конечно, родители должны подавать пример своему ребенку. Если в семье принято читать, то и ребенок будет тянуться к литературе. «Читающая мама – читающая страна», – подчеркнула министр.
Ольга Юрьевна отметила и тот факт, что есть проблемы в области конкретного, точечного воспитания, которые необходимо решать. По ее мнению, нужно помогать молодым родителям. Сейчас уже работают 10 000 центров, где можно бесплатно получить консультацию по всем вопросам, касающимся воспитания детей.
Министр, обратившись ко всем собравшимся, подняла еще одну важную проблему: психологическая поддержка учащихся в школе. На сегодняшний день всего лишь один педагог-психолог приходится на 800 человек. «Школа должна морально подготовить детей к тем вызовам, которые ждут их в жизни», – сказала Ольга Юрьевна.
Также министр в своем докладе отметила и те крупные мероприятия, которые проводятся Министерством в сфере воспитания молодых граждан России. Так, в результате работы Всероссийской конференции «Школа одаренных родителей» была сформирована электронная библиотека с лучшими практиками – «Энциклопедия российского родителя».
Не менее значимым стал конкурс, посвященный самым счастливым моментам жизни семьи, когда дети и родители выкладывали в интернет фотографии памятных событий. «Это активная форма семейного творчества, которая будет поддерживаться и дальше», – подчеркнула Ольга Юрьевна.
Помимо этого актуальна тенденция возрождения краеведческих музеев. «Знания об истории своей малой родины позволяют воспитывать человека-творца, у которого есть крылышки, желание лететь, стремиться», – уверена министр.
В своем выступлении Ольга Васильева затронула и тему школьного образования, говоря о базовом уровне и едином образовательном пространстве. Как отметила министр, необходим четко выверенный федеральный перечень учебников, по которым будут заниматься школьники всей страны. «Это не означает создания единого учебника, должна быть единая базовая программа», – подчеркнула Ольга Юрьевна. Также, по ее словам, нужно вновь вернуться к системе повышения квалификации учителей, которая была разрушена.
Выступление Ольги Юрьевны тронуло всех присутствовавших, ведь оно было наполнено не сухими тезисами, а переживаниями человека, женщины, которая заботится о воспитании подрастающего поколения, искренне желает помочь молодым родителям, педагогам, учителям в этом процессе.
«Все это будет способствовать тому, чтобы фундамент личности, который закладывается в семье, мы укрепляли совместными усилиями, потому что семья – это наше будущее, будущее нашей страны», – уверена министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева.
Полина Данилова, информагентство Евразийского женского сообщества