Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

Исследование мира через современное искусство

Об искусственном интеллекте и будущем
2 Мая 2021
Исследование мира через современное искусство

Евгения Малышева – художник-исследователь, работающий в жанрах современного искусства. Через творческие процессы она рассуждает о вопросах, связанных с будущим и настоящим, с воздействием человека на окружающий мир и окружающего мира на человека, с сознанием и осознанностью. Евгения уверена: в отличие от науки, искусство не всегда способно дать точные ответы, но оно предоставляет автору и зрителю уникальную возможность углубиться в размышления на серьезные и важные темы, переосмыслить отношение к тем или иным вещам, получить знания с помощью чувственного опыта.

d_em_00T.jpg Евгения Малышева
современный художник, автор исследовательского арт-проекта (IN) SIDE project

В 2016 г. Евгения создала исследовательский арт-проект (IN) SIDE project, представляющий собой серии инсталляций в формате концептуального искусства. Вместе с единомышленниками художница стала искать способы творческого выражения научных знаний и собственных размышлений.

В этом году работы Евгении Малышевой вошли в экспозицию Международного фестиваля современного искусства DOCA (Days of Contemporary Art). В ней художница затронула тему разницы в мышлении человека и искусственного интеллекта.

d_em_002.jpg

– Евгения, современные технологии развиваются настолько быстро, что способны имитировать многие действия, которые раньше были доступны только людям. На Ваш взгляд, в чем сегодня состоит принципиальное отличие человека от машины?

– Отчасти именно этой теме и посвящена моя работа. Через свою инсталляцию я хотела показать разницу восприятия окружающего мира человеком и цифровой системой.

d_em_003.jpg

Программы, основанные на технологиях искусственного интеллекта, действительно могут выполнять огромное количество функций и операций, в том числе связанных с анализом объектов, которые находятся в поле их «зрения». Однако машины – это не живые существа, они могут действовать лишь по заложенным в них шаблонам и алгоритмам. Если условному искусственному интеллекту необходимо разобраться в незнакомой ситуации (допустим, распознать непонятный объект), он всегда будет ориентироваться исключительно на те образы, которые были заложены в его программу. Если таких образов не найдется, то программа просто окажется в тупике.

d_em_004.jpg

Человек, в отличие от машин, способен на интуитивную, творческую, юмористическую трактовку информации. И именно такой подход нередко становится толчком для совершения открытий и создания инноваций.

В своей работе я сначала представила обычные фотографии – здания и предметы, встречающиеся в повседневной жизни, а затем – имитацию процесса распознания этих объектов искусственным интеллектом. Это были варианты качественного подбора аналогичных образов. Например, если речь шла о стене здания, то компьютер мог предложить изображения похожих домов.

d_em_005.jpg

Далее я предложила несколько вариантов того, как человек мог бы интерпретировать те же самые объекты. Оказалось, что где-то текстура стены напоминала черты лица, сочетание зданий и машин по своим контурам были похожи на корабль или теплоход, а газовые трубы сравнивались в воображении с изящными цаплями.

Конечно, всё это – шуточные и игривые варианты восприятия действительности. Однако такие примеры хорошо показывают, что сознание человека, в отличие от программы, способно найти смыслы в нестыковках и абсурдных взаимодействиях.

Взгляд человека умеет находить возможности для творчества и размышлений как в самых обычных, так и в совершенно непривычных, непонятных образах.

d_em_006.jpg

– Вы не первый раз участвуете в DOCA. Вы также представляли свой проект осенью на превью фестиваля. Чему была посвящена эта инсталляция?

– Осенью прошлого года я представила на фестивале работу Unbelievable Future, напоминающую одновременно кухню и химическую лабораторию, где «настоящее время» представляло собой процесс «изготовления» будущего.

Мне хотелось показать, что каждое принятое сейчас решение неминуемо влияет на ход событий. Яйцо, лежащее на столе, может стать и глазуньей, и началом жизни птенца. Это зависит от решения, принятого в конкретный момент, касательно каждого объекта.

d_em_007.jpg

Будущее непременно наступит, но сейчас у него есть множество вариантов.

В инсталляции было представлено много объектов с разными вариациями их будущего. Во главе экспозиции я расположила стол, на котором лежали «ингредиенты», подготовленные для «препарирования». Некоторые предметы «парили» в воздухе, оказавшись буквально подвешенными между возможными вариантами своей участи. А сами эти варианты наслаивались на объекты и на пространство стены за ними в виде видеопроекций. Каждый человек имел возможность ощутить ту самую неразрывную связь времени, увидев, как сиюминутный выбор оказывает влияние на будущее.

d_em_008.jpg

– Как рождаются идеи проектов? Почему выбрали именно формат концептуального искусства?

– Мне нравится исследовать всё, что находится вокруг нас. Это порождает много вопросов, и мне хочется не просто искать на них ответы, но и провоцировать на рассуждения моих зрителей.

Какое будущее нас ждет? Что мы сегодня можем сделать для будущего? На что способен человек, его сознание и ум? Это всё невероятно интересно.

Рассуждая на подобные темы, я люблю искать творческие способы подачи мыслей, выбирать материалы и варианты реализации идей в пространстве, взаимодействия проектов со зрителями.

d_em_009.jpg

Современное искусство дает человеку уникальную возможность выйти за пределы привычного взгляда на вещи.

Концептуальное искусство (и искусство в целом) провоцирует человека на размышления, обращение к чувствам и эмоциям. Пожалуй, это один из немногих (если не единственный) способов соединить ум, сердце и душу.

d_em_010.jpg

– Что для Вас значит творчество?

– Это процесс, не имеющий целью достичь конкретной конечной точки. Я бы сказала, что это исследование, направленное на осознание, осмысление себя и окружающего мира, переработку полученной информации. Совсем не обязательно, что творческий процесс будет способом создания произведения искусства, – это лишь один из вариантов развития событий.

d_em_011.jpg

Главная ценность творчества, на мой взгляд, заключается в том, что оно позволяет человеку рефлексировать.

Творчество – это и сам процесс мышления, и наши эмоции, которые мы пропускаем через свои чувства, а затем проецируем во внешний мир в совершенно любом виде. Творческий процесс основан на свободе воображения и выражения, и в этом я вижу еще одно существенное отличие человеческого сознания от машинного интеллекта.

d_em_013.jpg

– Какие впечатления произвело на Вас участие в международном фестивале современного искусства? Чем, на Ваш взгляд, особенно ценны подобные события?

– Фестиваль DOCA мне особенно нравится тем, что его площадка объединяет сразу несколько разных слоев художественного сообщества. Здесь представлены работы как талантливых студентов, реализующих свои первые проекты, молодых авторов, только начинающих свой путь, так и именитых мастеров мирового уровня.

d_em_014.jpg

Все они – художники, которые работают в разных направлениях, по-разному смотрят на мир и имеют различные точки зрения касательно тех или иных проблем. И если мы говорим о творчестве как о процессе исследования, то в нем, как и в любом научном изыскании, важен разносторонний ракурс.

Творчество каждого автора индивидуально. Когда мы видим работы художников разных возрастов, стран и направлений на одной площадке, мы имеем возможность сплести из отдельных разноцветных нитей большое панно – общую картину современного мира, отраженного в современном искусстве. 

Виктория Ежова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG